Главная тайна Америки. «Зона 51»
Главная тайна Америки. «Зона 51»: что в действительности происходит на самом секретном военном объекте США
Изучение в многоэтажных подземных бункерах потерпевших крушение НЛО, опыты над инопланетянами, исследование телепортации и путешествий во времени, место заседания «мирового правительства» — с этим объектом, затерянным в пустыне американского штата Невада, связано множество разнообразных легенд, давно уже ставших частью местной массовой культуры. Про него снимают фильмы и сериалы, делают компьютерные игры, созданы гигабайты разнообразных «теорий заговора», но правительство США по-прежнему держит в тайне, что же на самом деле сейчас происходит в «Зоне 51». Onliner.by систематизировал то, что достоверно известно о самой секретной военной базе Америки, убедившись, что истина действительно была где-то рядом.
Летом 1947 года один из фермеров в штате Нью-Мексико, проверяя состояние своих овец после сильной грозы, сделал неожиданную находку. На склоне холма в пустыне он обнаружил обломки странного объекта, происхождение которого осталось для мужчины загадкой. Спустя несколько дней командование соседней авиабазы подтвердило прессе, что речь идет о некоем «летающем диске»(flying disc), потерпевшем катастрофу. Впоследствии военные, аккуратно собравшие остатки «диска», выдвинули версию, что речь идет о разбившемся метеозонде. Об этой истории благополучно забыли на три десятка лет, чтобы в 1970-е она все-таки стала краеугольным камнем «инопланетной» мифологии, известным как «Розуэлльский инцидент».
Уже в 1990-е это событие приобрело в массовом сознании такое значение, что дело дошло до официальных запросов конгрессменов, требовавших наконец-то объяснить им и их избирателям, что же все-таки случилось в 1947 году. Официальный отчет, опубликованный ВВС США после проведения расследования в 1994-м, несколько скорректировал обнародованную прежде версию. Согласно документу, под Розуэллом разбился вовсе не обычный гражданский метеозонд, а объект, который был частью военного проекта «Могул» — программы запуска на большую высоту воздушных шаров с установленными на них микрофонами. Эти устройства фиксировали звуковые волны от советских ядерных испытаний. Само собой разумеется, «Могул» был засекречен, что, по мнению военных, и объясняло некоторую неразбериху и противоречащие друг другу заявления, которые делались по свежим следам в 1940-е годы.
Естественно, что многочисленных энтузиастов на поле уфологии нельзя было так просто обвести вокруг пальца. Они по-прежнему (а может, в еще большей степени) были уверены, что под Розуэллом потерпел катастрофу вовсе не метеозонд, и даже не секретный, такой скучный воздушный шар с белой звездой ВВС на боку, а настоящий космический корабль (или лучше даже три) с большеглазыми гуманоидами в серебристых скафандрах. Правительство же, по обычаю всех правительств мира, получив доступ к инопланетным технологиям, отказалось признавать факт «контакта», эвакуировав обломки НЛО и его пилотов на свою базу в штате Невада, известную среди любителей непознанного как «Зона 51».
До недавних пор «Зона 51» являлась, вероятно, самым закрытым американским военным объектом, абсолютная секретность которого стала питательной средой для возникновения самых разнообразных «теорий заговора». Умы общественных активистов, озабоченных проблемой «Одни ли мы во Вселенной», будоражил уже тот факт, что Пентагон отказывался признавать существование базы. Доступ туда был невозможен, фотографии отсутствовали, зато заехавшие в окрестности искатели приключений, поправляя шапочку из фольги, регулярно делились с себе подобными захватывающими историями о загадочных летательных аппаратах, бороздящих небо Невады, таинственных звуках и огнях. Близкие контакты третьей степени были самым невинным, что могло происходить на этой военной базе.
Однако в 2013 году случилось то, что раньше казалось невероятным. Спустя 8 лет после запроса одного из ученых университета имени Джорджа Вашингтона, руководствуясь законом о свободе информации, ЦРУ признало существование «Зоны 51» и обнародовало историю ее появления на свет. Любители конспирологии были безмерно разочарованы, зато историки холодной войны получили богатейший материал для дальнейшего изучения противостояния двух систем.
В первую очередь Центральное разведывательное управление опубликовало карту расположения объекта. «Зона 51», или аэродром Хоуми (ее официальное название в настоящее время), представляет собой неправильный прямоугольник со сторонами 9,7×16,1 км, расположенный в 134 км к северо-западу от Лас-Вегаса. Именно здесь еще в годы Второй мировой войны разместили сразу несколько военных объектов, главным из которых стал крупнейший в США Невадский испытательный полигон — место проведения более 900 ядерных взрывов. Этот полигон был условно разделен на сеть из 30 квадратов, пронумерованных «зон». «Зона 51», не входящая в его состав, соседствует с «Зоной 15» полигона, и, вероятно, ее неофициальное имя представляет собой обычное зеркальное отражение номера уже существовавшего рядом объекта.
ЦРУ сформулировало и цель существования этой базы. Согласно заявлению управления она предназначена для «испытания технологий и систем, критических для эффективности армии США и безопасности Соединенных Штатов». За этой туманной фразой могло стоять все что угодно, включая изучение «летающих тарелок» и бесстыдные операции над мертвыми инопланетянами. Но опубликованные в дальнейшем данные показали, что речь идет о т. н. «черных проектах» — сверхсекретных американских военных программах, ультрасовременных самих по себе, но представляющих собой результат естественного научно-технического прогресса.
В самом начале 1950-х годов градус истерии в холодной войне принялся стремительно расти. После начала конфликта на Корейском полуострове советские ПВО стали не стесняясь сбивать западные самолеты, залетавшие в воздушное пространство строителей коммунизма. До запуска спутников-шпионов было еще далеко, а актуальную информацию о состоянии Вооруженных сил СССР в условиях «нарастания международной напряженности» каким-то образом получать было надо. В такой ситуации в США началась разработка современного самолета-разведчика, способного подниматься на высоту 21 километр, где он был недосягаем для советских перехватчиков. Руководство проектом было поручено выдающемуся американскому авиаконструктору Келли Джонсону.
Джонсон прекрасно понимал, что успех проекта, получившего название Aquatone, напрямую зависит от обеспечения его секретности: у всех в памяти был еще свеж грандиозный скандал вокруг Манхэттенского проекта, когда советские шпионы смогли получить ключевую информацию по ядерной программе США. Существующие военно-воздушные базы должный уровень безопасности обеспечить не могли. Джонсону и его команде из корпорации Lockheed требовался новый объект для проведения испытательных полетов самолета с индексом U-2.
В апреле 1955 года, пролетая над Невадским ядерным полигоном, Джонсон заметил заброшенный аэродром на высохшем озере Грум. «Мы пролетели над ним и уже через 30 секунд знали: это он, — писал авиаконструктор годами позже в своих воспоминаниях. — Мы посмотрели на озеро, а потом друг на друга. Это был второй «Эдвардс» [основная авиабаза Lockheed в Калифорнии. — Прим. Onliner.by],поэтому мы развернулись и приземлились на озеро. Идеальная естественная площадка, гладкая, как бильярдный стол».
Место действительно было идеальным. С одной стороны, оно располагалось в безлюдной местности, фактически в пустыне, по соседству с уже существующими военными полигонами, которые обеспечивали должный уровень секретности. С другой, до крупного города — Лас-Вегаса — было относительно недалеко, что позволяло быстро организовать строительство, а затем и снабжение базы.
Она появилась действительно быстро, и разбившийся восемью годами ранее в тысяче с лишним километров южнее «летающий диск» был здесь ни при чем. Уже в мае 1955 года в Неваду прибыли отряды военных строителей, а в июле того же года взлетно-посадочная полоса и ангары аэродрома на озере Грум приняли первый разобранный экземпляр будущего знаменитого «летающего шпиона» U-2. Джонсон иронично назвал объект «Райское ранчо», но в историю ему было суждено войти как «Зона 51».
Сначала условия, в которых существовали создатели U-2, «райскими» назвать было сложно. Военные и инженеры жили во временных трейлерах в не самом лучшем климате и без особых благ цивилизации. Но постепенно «Ранчо» обрастало инфраструктурой. Здесь появились стационарные общежития, столовая, клуб с кинотеатром, спортивные площадки. Сейчас, вероятно, среда обитания стала еще более комфортной. Однако достоверная информация, обнародованная ЦРУ, касается лишь периода 1950—60-х годов. Тем не менее этих данных и практических наблюдений туристов достаточно, чтобы описать уровень безопасности, созданный вокруг объекта.
«Зона 51» не обнесена забором. Более того, рядом с ней проходит вполне приличная, хотя бóльшую часть времени и абсолютно пустынная, дорога SR 375, которая в 1996-м получила на уровне штата официальное название «Инопланетное шоссе» (Extraterrestrial Highway). Подъездные пути, впрочем, перегорожены шлагбаумами с КПП, а по периметру установлены предупреждающие знаки о запрете прохода и фотографирования.
Судя по всему, вокруг базы имеется и сеть датчиков движения, реагирующих на пересечение ее условной границы. Любая попытка проникновения за этот рубеж неизбежно приводит к появлению пикапов с крепкими парнями в камуфляже, которые сдают жертву местному шерифу. Угрозы для здоровья такая тяга к знаниям не представляет, однако крупные штрафы отрезвляют.
Запретная зона вокруг объекта при необходимости расширяется. Долгие годы «охотники за инопланетянами» использовали для наблюдения за происходящим на их смутном объекте желания соседнюю цепь холмов Фридом Ридж или гору Вайт Сайдс. В 1995 году территорию базы увеличили, включив туда эти высоты. Теперь самым удобным пунктом слежения за ней стала расположенная в 42 километрах гора Тикабу, с которой, впрочем, уже мало что видно.
Персонал «Зоны 51» работает фактически вахтовым методом, это не привычный автономный военный городок, где можно жить годами целыми семьями. Людей сюда доставляют (и вновь отправляют на Большую землю) по воздуху. Для этого в структуре ВВС США создано специальное безымянное подразделение, известное по своему позывному JANET. Шесть одинаковых Boeing 737 в бело-красных ливреях и без дополнительных надписей на борту видят многие гости аэропорта Мак-Карран в Лас-Вегасе, не подозревая, что основная задача этих самолетов — транспортировка сотрудников в «Зону 51» и обратно.
Каждый человек, получивший допуск за охраняемый периметр, дает подписку о неразглашении. Практически во всех зданиях комплекса отсутствуют окна. Что позволяло вести на территории работы сразу над несколькими проектами одновременно, при этом инженеры из одного ангара не подозревали, что происходит в другом. Система показала свою эффективность. Хотя информация о многих экспериментальных летательных средствах, разрабатывавшихся в «Зоне 51», давно опубликована, а сами они украсили авиамузеи, широкие массы не подозревали, где именно всё это было создано.
В 2013 году ЦРУ подтвердило, что «Зона 51» была местом испытания еще нескольких секретных самолетов, кроме U-2. В первую очередь речь шла о проекте OXCART — программе создания самолета А-12 (высотного разведчика, наследника U-2). Здесь же в 1960-е годы работали над беспилотником D-21, для которого А-12 выступал воздушной базой.
В «Зоне 51» американские летчики осваивали и новейшую трофейную советскую технику. СССР не гнушался поставлять своим азиатским и африканским сателлитам новейшие реактивные истребители, которые участвовали потом в локальных конфликтах. Иногда ЦРУ и его союзным разведкам (например, израильскому «Моссаду») удавалось получить в распоряжение летный экземпляр такого самолета. К примеру, в 1966 году капитан иракских ВВС Мунир Редфа в рамках моссадовской операции «Бриллиант» угнал в Израиль сверхсекретный МиГ-21. Через некоторое время этот истребитель оказался на аэродроме озера Грум, где его тщательно изучили американские инженеры, а пилоты провели сравнительные воздушные бои с аналогичной техникой собственного производства.
О других, более современных «черных проектах», ЦРУ пока предпочло не распространяться, однако можно с большой долей уверенности предполагать, что именно «Зона 51» была, а скорее всего, и является основной базой для испытания новейших образцов воздушной техники. И именно это, а вовсе не катастрофа в Розуэлле, стало источником тех легенд, которыми окутан данный объект.
Сейчас благодаря кино и интернету мы уже привыкли к фантастическому облику ставших серийными бомбардировщиков B-2 Spirit и ударных штурмовиков F-117 Nighthawk, созданных по технологии stealth. Однако они, продукт 1980-х годов, лишь вершина айсберга американского военно-промышленного комплекса. В США за послевоенное время были построены десятки экспериментальных самолетов, так и оставшихся прототипами, и многие из них испытывались как раз на авиабазе на озере Грум.
Некоторые имели столь же, а порой даже и более футуристический внешний вид, абсолютно непривычный для обывателя и действительно казавшийся инопланетным, особенно в 1950—60-е годы. Случайный свидетель, увидевший такой зачастую сверхзвуковой объект в воздухе, действительно мог воспринять его как нечто из далекого будущего. Это порождало мифы, а созданная вокруг «Зоны 51» абсолютная секретность лишь мультиплицировала ожидания публики, тем более что подобные настроения, возможно, искусственно подогревались Пентагоном.
Никаких 40-этажных бункеров под аэродромом и его территорией, конечно, не существует. Скрыть строительные работы такого масштаба попросту невозможно и из-за потенциального количества строителей, и из-за объема перемещаемого грунта, и благодаря особенностям американского общества. Безусловно, какие-то подземные сооружения под озером Грум были возведены, но ни о каких инопланетных технологиях, воспетых в фильмах и сериалах вроде «Дня независимости» или «Секретных материалов», или других экспериментах, находящихся за гранью возможного, речи идти не может.
С верой в сказку, в существование чего-то немыслимого расставаться сложно, особенно если легенда складывалась десятилетиями. Это обычная особенность человеческой психики. Главная тайна США оказалась утилитарным объектом, пусть и находящимся на передовой науки и техники. Истина, которую искали столько вроде бы здравомыслящих людей, действительно была рядом и давно. У нее имелось даже имя — «бритва Оккама». Правильный ответ на самом деле практически всегда самый простой.