×

Usamos cookies para ayudar a mejorar LingQ. Al visitar este sitio, aceptas nuestras politicas de cookie.


image

Дорожная карта – радио Эхо Москвы (2014), 037 - 26 ОКТЯБРЯ 2014 - Чем лечить плохое самочувствие?

037 - 26 ОКТЯБРЯ 2014 - Чем лечить плохое самочувствие?

А.

Соломин ― На симптомы простуды мы не всегда и внимание обращаем. Схватили пилюлю жаропонижающую, выпили чаю – и дальше продолжать работать. Но это может быть опасным, и для себя опасным, и для окружающих опасным. Вот алгоритм действий мы сегодня рассмотрим буквально под лупой, везде ли так. И вы расскажите, что вы делаете: скорую вызываете сразу, или на прием записываетесь, или чаю с пустырником с бутербродом с малиновым вареньем. Алексей Нарышкин, Алексей Соломин в этой студии начинают программу «Дорожная карта», в которой сегодня поговорим о том, как действовать при первых симптомах, при первом каком-то недомогании.

А.

― Первых признаках какой-то болезни.

А может, это и не болезнь. Добрый вечер всем еще раз. Алексей Нарышкин, Алексей Соломин. Давайте расскажу вам, как с нами можно сегодня связаться. Не только сегодня. +7-985-970-45-45 – номер для ваших смс. Твиттер-аккаунт @vyzvon. Можете нам писать, делиться какими-то своими житейскими историями, рекомендациями, основываясь на своем жизненном опыте, как вот вы боретесь с каким-то недомоганием, с первыми признаками чего-то такого нехорошего. Сопли потекли, голова заболела.

А.

Соломин ― Сразу скажу, что речь в сегодняшней передаче не пойдет о вирусе Эбола, потому что это все-таки серьезное заболевание. И любые другие вещи. Мы рассматриваем… вот какая-то совершенно типичная бытовая простуда, вот насморк, голова болит…

А.

Нарышкин ― Что, например, может послужить поводом, для того чтобы не пойти на работу. Вот человек не может определиться. Течет нос. Что делать: остаться дома или запастись платками, взять какие-нибудь капли, спрей – и вперед? Масочку нацепил, никого не заразишь…

А.

Соломин ― По телефону +7-985-970-45-45 нам уже говорят, что помогают хорошие книги в таком случае. Все версии рассмотрим. Присылайте, как вы выходите из этого непростого, хотя и обычного, в общем, обыденного положения. Сегодня послушаем материалы корреспондентов, которые расскажут, как в других странах это происходит, и с вами побольше пообщаемся, вопросы зададим, голосования проведем – все это у нас впереди.

А.

Нарышкин ― Кстати, несколько смсок нам уже пришли, и это отрадно, призываю вас писать нам активно, потому что именно эта программа больше всего основана на общении именно с вами, с нашими радиослушателями. Пишет нам Дмитрий: «Я заболеваю – и отпрашиваюсь с работы». Пишет Джей-Си Дентон, наш постоянный слушатель: «Так получается, что я заболеваю всегда только на выходных и к понедельнику уже как огурчик». Таким образом выходные все как-то насмарку, все планы перечеркиваются. А вот совет даже от Виталия Авилова, который нам пишет из Твиттера: «Самочувствие улучшают хорошие книги».

А.

Соломин ― Итак, приступили к первому шагу. Вот вы почувствовали слабость. Голова разболелась, температуру померили – ну, где-то что-то там 38. Вроде бы все признаки. Что делать? Давайте послушаем, Тоня Самсонова расскажет, что в таком случае делают в Великобритании.

(звучит запись)

Т.

Самсонова ― Если вы почувствовали себя плохо в Великобритании, надо открывать сайт британской системы здравоохранения и начинать заниматься самодиагностикой. Если под рукой нет интернета, то звонить в скорую помощь, но оператор скорой помощи не будет полагаться на собственное чутье, он тоже откроет сайт системы здравоохранения и будет задавать вам вопросы по списку. И даже если вы будете ему объяснять, что у вас высокая температура и насморк, он все равно не будет сбиваться с курса и будет спрашивать. У вас прямо сейчас идет кровь? Теряли ли вы сознание за последние 8 часов? Да/Нет. Рвота/понос/тошнота? По итогам теста, после 10 вопросов, он с 80%-ной точностью может поставить вам диагноз, гораздо точнее, чем тесты «Какой вы персонаж из романа Мастер и Маргарита?» или «Какой вы герой сериала Friends?». Процесс заполнения анкеты достаточно увлекательный, быстрый. Система онлайн диагностики позволяет экономить время врачей. И главная цель – не везти вас в больницу, если вы не находитесь в тяжелом состоянии, и, наоборот, максимально быстро определить, что вы в критическом положении и вам срочно нужна помощь.

По итогам теста есть 4 варианта действий: высылать за вами скорую, отправлять вас в травматологический центр, записывать вас на прием к доктору или объяснить вам, что вам помощь не нужна и вам просто нужно отдохнуть.

Британцы теперь, вместо того чтобы заниматься самодиагностикой по медицинским справочникам и находить у себя все болезни, кроме родильной горячки, занимаются тем же самым, но с системой, которая умеет достаточно правильно задавать вопросы о симптомах и достаточно точно ставить диагнозы.

Проблема только в том, что каким бы ни был результат теста, лечить болезнь англичане все равно будут антибиотиками. В больницах висят плакаты с предупреждением: «Антибиотик – великое достижение фармацевтики, но он не лечит от синяков, ушибов и насморка». Антибиотики, как и многие другие лекарства, не продают без рецепта, чтобы пациент не мог себе навредить. И даже линзы для глаз нельзя в Лондоне купить без рецепта – вдруг ты вставишь не те и совсем ослепнешь. Но есть единая система знания, единый сайт системы здравоохранения, государственный сайт, на который все британцы ходят и которому все доверяют, когда им нужно определить, насколько критично их состояние и чем они на самом деле болеют.

А.

Нарышкин ― Тоня Самсонова рассказала нам, как британцы борются с какими-то своими недомоганиями, как они в этой ситуации поступают.

А.

Соломин ― Каков план действий.

А.

Нарышкин ― Какова дорожная карта.

А.

Соломин ― Первое – позвонить и выяснить, что происходит, что происходит со мной. Далеко не все так у нас поступают. Вот давайте мы сразу же голосование. У меня здесь есть в стык голосования, потому что оно касается вас, а с другой стороны касается ваших детей. Мне кажется, тут разные будут результаты. Если вы почувствовали недомогание, предпочтете лечиться самостоятельно или сразу же обратиться к врачу? Если вы, почувствовав недомогание, скорее будете лечиться самостоятельно, то ваш телефон 660-06-64. Если сразу же обратитесь к врачу, если, там, температура, насморк, головная боль – 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Что вы будете делать, если почувствовали недомогание? Если предпочтете лечиться самостоятельно, набирайте номер 660-06-64. Если вы сразу звоните или бежите к своему врачу, участковому или какому-нибудь частному вашему лечащему, набирайте номер 660-06-65.

Несколько сообщений, позволь, я прочту.

«Страна подорожником зарастает. Хочешь – настаивай на водке, хочешь – просто привяжи и лежи», - пишет нам Фиед Карам из Твиттера. «Я пшикаю горло и пью порошки от простуды, но это работает только при первых признаках простуды». «Только что пришел из аптеки, купил таблетки от насморка, - пишет нам Павел из Королева. – Кто-то шутит, что это как клизма от кашля».

А.

Соломин ― Голосование удивительное, сейчас чуть попозже подведем итоги. Смска пришла от Александра из Тулы: «Если температура 38, лучше сразу к врачу. Два дня полечился сам, но оказалось, что не простуда, а воспаление легких». И такое очень часто бывает. Не всегда даже…

А.

Нарышкин ― А если бы сразу, может быть, побежал бы к врачу, сразу проконсультировался, можно было бы, наверное, каких-то серьезных последствий избежать.

А.

Соломин ― Хотя, бывает, диагноз неверный ставят. Приходишь, ну, таких же, как ты, тысячи, тысячи приходят, особенно, там, в какое-нибудь гриппозное время. Каждый день слоняются люди с температурой, со всем, уже проштамповываешь им справки одни и те же одинаковые: ОРВИ, ОРВИ, кому-то грипп, если уж совсем плохо. Нет?

А.

Нарышкин ― Да. Нет, я согласен с тобой, конечно.

А.

Соломин ― А вдруг у кого-то осложнение? Не всегда понимаешь.

А.

Нарышкин ― Ты меньше внимания уделяешь каждому пациенту, тем более что у всех, кажется, симптомы одинаковые – ну, и одинаковый рецепт.

А.

Соломин ― Позвоните нам, +7 (495) 363-36-59, расскажите.

А.

Нарышкин ― А голосование я тебе предлагаю остановить, потому что уже все понятно. Рекордные какие-то просто тут показатели. 97% радиослушателей говорят, что при первых признаках какого-то недомогания они предпочитают лечиться самостоятельно. 97%. Только 3% сразу же обращаются к врачу. Сразу в стык другое голосование. Оно может быть немножко другим по процентам, и мне очень интересно, как вы ответите. Если ваш ребенок почувствовал себя плохо, заболел ваш ребенок, вы предпочтете его лечить самостоятельно или сразу же обратитесь к врачу? Если недомогание почувствовал ваш ребенок, и предпочтете лечить его самостоятельно, то 660-06-64. Если поведет его к врачу или вызовете врача - 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Как вы поступите, если заболел ваш ребенок? Будете лечить его самостоятельно, сами ему пропишете какие-то таблетки, капли в нос…

А.

Соломин ― Купите сироп какой-нибудь…

А.

Нарышкин ― … или отведете его к врачу? Если будете лечить ваше чадо самостоятельно - 660-06-64. Если отведете к врачу в поликлинику, например - 660-06-65. Кстати, как ты и предсказывал, тут вот картина уже совсем иная.

А.

Соломин ― Да, в общем-то, вполне радикально она меняется. Потому что к себе люди относятся…

А.

Нарышкин ― Ну, не пренебрежительно, нет, просто знают свой организм и понимают, что это твои собственные риски.

А.

Соломин ― Ты понимаешь: у тебя тут болит – это опасно или неопасно? Ребенок, он может всегда жаловаться, да? Вот у него просто голова болит – он жалуется. У него может что-то серьезное быть – он тоже жалуется точно так же. Ты не понимаешь. Ты лучше перестрахуешься, поведешь его в больницу, вызовешь врача, но, по крайней мере, ты будешь спокоен. Когда сам – ну, голова болит и болит, и все. Ну, полежу немножко, как говорится, перевяжи да лежи, да?

А.

Нарышкин ― Я, кстати, по своей дочке помню, как-то у нее, по-моему, болел живот ночью, она кричала, кричала, мы с женой прям были в панике, не знали, что делать. Вызывали раз или два скорую, нам говорили: да расслабьтесь вы, дайте чаек ей попить и укачайте. Все, весь вопрос.

А.

Соломин ― Джей-Си Дентон пишет, что у него жена у друга врач, вот он ей позвонит, если у него когда-нибудь будут дети. Давай звоночки примем, интересно пообщаться. Вот мы первую развилку сейчас проходим. Получили симптомы какие-то вот почувствовали (головную боль, температуру) – что делать? +7 (495) 363-36-59.

Алло, здравствуйте.

Добрый день.

Слушатель1 ― Здравствуйте, меня Николай зовут.

Вы знаете, я предпочитаю такое смешанное лечение, то есть, как самостоятельное, так и при помощи доктора. Я могу рассказать, как это у меня происходит. Вот если я почувствовал недомогание, то я вызываю врача. Врач пришел, выписал мне какие-нибудь лекарства. Я эти лекарства принял. Врач ушел. После этого начинаю уже лечиться традиционно: пить чай с медом, с малиной, ложусь спать, отсыпаюсь…

А.

Соломин ― Спасибо большое, поняли ваш метод. 7 (495) 363-36-59.

Еще есть звоночек у нас. Алло, здравствуйте.

Слушатель2 ― Здравствуйте.

А.

Соломин ― Как вас зовут?

Слушатель2 ― Александр, Подмосковье.

А.

Соломин ― Вы почувствовали недомогание, представим себе. Ваше первое действие какое? Ждать будете, пока оно не разрастется?

Слушатель2 ― Ну, вот последние несколько лет я действую по такой схеме.

При первых симптомах покупаю два препарата: антивирусный и иммуностимулятор. Народные вот эти методы, о которых предыдущий ваш слушатель говорил, тоже, да. А когда приехал домой, там, варенье…

А.

Соломин ― Мы еще поговорим, да, про народные методы.

Слушатель2 ― Вот так я делаю.

А.

Соломин ― А в больницу когда пойдете?

Слушатель2 ― Если не помогает, то это… вот вам Александр из Тулы писал то, что 38 температура у него была, он не пошел…

А.

Соломин ― И воспаление, да.

Слушатель2 ― Да.

Вот тут в самом начале важно определить, вирусное это заболевание или просто простуда. Один из симптомов не простой простуды, а вирусного – это сразу высокая температура.

А.

Соломин ― А может, сделать как в Великобритании? Вот почему у нас такого нет? Вы позвонили, прошли тест…

Слушатель2 ― Да, мне очень понравилось, отлично, отличная система.

Вот если бы у нас так было, какие-то памятки, какие-то сайты, какие-то звонки… Я думаю, что не надо, чтобы по телефону эти все вопросы задавали, просто чтобы информация была в той или иной степени под рукой всегда у всех, чтобы все об этом знали.

А.

Соломин ― Вот я почему-то уверен, что вы бы не стали, во-первых, ждать, пока вам ответит сотрудник колл-центра, а потом ждать, отвечать смиренно на все эти вопросы: было ли у вас сегодня кровотечение, не знаю, нормальный ли у вас стул…

Слушатель2 ― Если бы у меня была памятка под рукой вот эта, с этими вопросами, о которых Тоня говорила, там, сайт и все остальное, если бы у меня было все под рукой, я бы по ней действовал.

А так вот так: самое главное вначале определиться, у тебя вирус или просто простуда. Если простуда, то вот я действую, как я описал. Если вирус, то это видно сразу. Если у меня в первый же день 39 – это непорядок, я сразу лучше врача вызову.

А.

Соломин ― А еще, кстати говоря, бывает, можно определить, если вы, собственно, простужались, пили воду холодную в жару, то вы примерно понимаете, по крайней мере, почему у вас плохое состояние. А вот если видимых причин нет, вы, там, не замерзали нигде…

Слушатель2 ― Тоже можно обмануться, Алексей, вот знаете, особенно когда вы выезжаете на отдых в теплые края, тут еще неизвестно, у тебя акклиматизация, или ты простыл, или ты какую заразу подхватил.

Так что, ну, я сейчас говорю прежде всего о зимнем времени, в основном тогда все простуды. Летом – тут, конечно, еще сложнее. Период аллергий, акклиматизации, и к тому же еще инфекций. Ангину летом тоже легко подцепить. Это еще сложнее, чем зимой, вот в плане диагностики, имею в виду.

А.

Соломин ― Спасибо большое.

+7 (495) 363-36-59.

А.

Нарышкин ― Я хочу нашим слушателям только сказать, что давайте не будем концентрировать свое внимание на простудных заболеваниях. Потому что недомогание – это не обязательно заболело горло, заболела голова. Голова может заболеть по разным причинам. Просто я смотрю, тут уже пошли у нас на смс различные рецепты: сделайте такой-то отвар, приложите к носу срез чеснока… Ну, недомогание, оно бывает разное. Живот заболел, опять же – что вы делаете? Таблетку какую-нибудь, чтобы…

А.

Соломин ― Компрессик.

А.

Нарышкин ― … флора ваша внутренняя пришла в норму, да…

А.

Соломин ― Клизмочку. 7 (495) 363-36-59.

Я голосования подведу итоги. 59%, в этот раз большинство, проголосовало за то, что если ребенок почувствовал недомогание, то предпочтут его отвести к врачу.

А.

Нарышкин ― 41% будут лечить самостоятельно. 59%...

А.

Соломин ― … поведут к врачу, совершенно верно, картина другая. Там было 97%, если сами почувствовали недомогание, то сами же будут лечиться. Наверное, не успеем уже звоночек принять. Давай смски какие-то почитаем, потому что хочется до новостей еще дать одну пленку.

А.

Нарышкин ― Нам пишут: приглашайте на такую передачу Геннадия Онищенко. Ну, знаете, дорогие, Геннадий Онищенко к нам по возможности всегда и так приходит, раз в месяц к Ире Воробьевой по четвергам вечером.

А.

Соломин ― И много по этому поводу рассказывает, как нужно поступать. «Я нюхаю свежий срез чеснока», - пишет Елена.

А.

Нарышкин ― Про что я говорил, да. «Рассасываю чайную ложку меда, если нет аллергии, полоскание. Если температура – жаропонижающее. К врачам не хожу, - это Елена нам пишет, она продолжает, - с 87-го года».

А.

Соломин ― Ну, смотри, я хотел обратить внимание твое на то, что вот в Великобритании поступили как? Понятно, что дай волю – люди будут сразу же… у них же, наверное, нет таких очередей, как у нас в поликлиниках. Нас это мотивирует болеть дома. Чтобы не стоять за талончиком, потом не стоять к врачу…

А.

Нарышкин ― Потому что если ты будешь стоять в этой очереди, еще…

А.

Соломин ― … еще подхватишь.

А.

Нарышкин ― … еще можешь букет подхватить, конечно.

А.

Соломин ― Там это сделали просто: ты сначала определишь, насколько степень угрозы серьезная, и потом, соответственно, будешь получать лечение уже напрямую.

А.

Нарышкин ― Кстати, опять же, вот завершение сообщения от Елены, она пишет: «К ребенку вызову врачу, иначе без справки нельзя».

А.

Соломин ― Вот, о справках мы еще поговорим, это тоже очень важный мотивирующий момент, как выяснилось. Давайте сначала послушаем Германию. Дмитрий Погоржельский, корреспондент НТВ в Берлине, рассказал о том, что немцы делают. У немцев такие хорошие больницы, такая хорошая медицина – вот как там поступают?

(звучит запись)

Д.

Погоржельский ― «Если я заболею, к врачам обращаться не стану». Эти слова вполне мог бы сказать и немец. Вы не поверите, но принимать жаропонижающее здесь советуют, лишь если температура за 39.

Немец редко когда вызовет неотложку, а тем паче скорую.

Но это если уж совсем худо.

А вот если просто насморк, кашель, озноб, головная боль, то возможны варианты – их, надо сказать, немного.

Первый, не выходя из дома, лечиться подручными средствами: капли, таблетки, пилюли, чай, прочие горячие, но не горячительные напитки.

Исконным русским способом – три капли воды на стакан водки – не пользуются. Когда я советую такой метод, то сначала шутку не понимают, потом, правда, смеются.

Второй вариант – поход либо в аптеку за разными снадобьями, что посоветует аптекарь, предварительно расспросив тебя о симптомах.

Либо изволь идти к домашнему врачу. Здесь эскулапы к захворавшему гриппом или простудившемуся не ходят.

Три дня ты можешь просидеть дома без бюллетеня.

Болеешь дольше – изволь принести справку от лекаря, иначе вычтут из зарплаты.

В интернете полно сайтов с советами, как различать и лечить грипп или простуду.

Антигриппозная вакцинация в Германии очень популярна, каждую весну и осень начинаются кампании: делай прививку, если не хочешь болеть! Миллионы немцев регулярно следуют этому призыву.

Ну, и не могу не заметить, что поговорка «если лечить простуду, пройдет за семь дней, не лечить – за неделю» есть и в немецком.

А.

Соломин ― Хорошие больницы, замечательная медицина. Дмитрий Погоржельский, корреспондент НТВ в Германии, говорит нам, что все равно многие люди предпочитают лечиться самостоятельно, если какое-то недомогание, не идут сразу к врачу лечащему.

А.

Нарышкин ― Я перед перерывом на новости прочитаю последнее сообщение в этой части нашей программ «Дорожная карта». Ляля: «Голод помогает от всех болезней». Не знаю, я бы не советовал, не рекомендовал. Может, кому-то, как-то индивидуально это помогает…

А.

Соломин ― «Был в 90-х такой интересный фильм, - Сергей из Екатеринбурга пишет, - про собачку Бетховен. В первой части Джордж Ньютон врезал по морде похитителю собак, который занимается опытами, и говорит: надо рентген сделать. Соединенные Штаты, цивилизация. А у нас обмотает чувак руку медной проволокой, водки выпьет и скажет: само пройдет». С этими, на таких вот нотах уйдем на новости, послушаем потом рекламу и вернемся обязательно и поговорим снова о нашей теме сегодняшней.

НОВОСТИ

А.

Нарышкин: 20 ―35 в Москве, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», программа «Дорожная карта». Алексей Соломин и Алексей Нарышкин в студии. Мы с вами сегодня говорим о том, как поступать, когда вы… как вы поступаете, когда вы почувствовали недомогание. А также анализируем зарубежный опыт, например, уже послушали, что делают в Великобритании и в Германии.

А.

Соломин ― «У России, как обычно, свой путь, - пишет нам пользователь windert. - Сошлются на американцев: за простейшую операцию будут брать 18 тыс. долларов. За то, чтобы выписать очки - дешевле. 1000 долларов. Ну, качество лечения у наших терапевтов не обсуждается». Вот такой критический пост windert'а по отношению к российским терапевтам. А.

Нарышкин ― Сразу несколько слушателей рекомендуют от разных хворей выпить спиртного, на сон или просто так.

А.

Соломин ― Вот, по поводу спиртного. И вот еще слушатель пишет apn1935, это на сайте комментарии к блогу «Дорожной карты»: «Но ведь и у нас ознобы, першение в горле и даже начало боли при глотании лечатся самолечением. И в абсолютном большинстве случаев - удачно. Горячее молоко с медом, тотальные полоскания горла горячей водой, настоянной на травах, или с содой - оченно даже помогают». Самолечение самолечению рознь. В этой части программы мы именно о самолечении поговорим. Первый шаг мы сделали: недомогание почувствовали и приняли какое-то решение. Решение, допустим, приняли самостоятельно обходиться с этой болезнью. Вот что вы будете делать? Давайте, во-первых, голосование проведем. Те, кто…

А.

Нарышкин ― … выбирают самолечение, не хотят идти к врачу и считают, что они сами прекрасно могут справиться с недомоганием. Что вы выбираете? Какие-нибудь средства народной медицины? Не знаю, там, чем-нибудь обтираться, может, тем же чесноком, или еще что-то, или спиртное. Или же вы купите какое-нибудь лекарство?

А.

Соломин ― Если вы при самолечении пользуетесь средствами народной медицины, то телефон 660-06-64. А если вы покупаете жаропонижающие и прочие лекарства, то есть, все-таки с помощью аптеки обходитесь, то 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Вопрос тем, кто занимается самолечением: вы пользуетесь средствами народной медицины? Если да, то набирайте номер 660-06-64. Или же вы предпочитаете покупать какие-то средства, например, жаропонижающие. Кстати, вот мы сказали про средства народной медицины, я сейчас боюсь, нас просто на смс слушатели завалят различными рекомендациями, что там куда…

А.

Соломин ― +7 (495) 363-36-59 – это телефон прямого эфира, который мы сейчас тоже включим, чтобы пообщаться с вами. Позвоните, пожалуйста, те, кто занимается самолечением активно. При недомогании, естественно, не пытается вылечиться от каких-то серьезных заболеваний, просто потому, что боится идти в больницу зуб удалять, например.

«Больше 20 лет назад младший сын, - пишет нам Ольга из Москвы, - захворал летом на отдыхе в Волгограде.

Вызвали врача, как обычно – оказалось, что это менингит. До сих пор боготворю врачей детского стационара, пять дней в коме. Теперь сын сам уже папа». Ну, Ольга, мы вас можем только поздравить с этим, действительно, это очень серьезные могут быть истории, когда просто неверно ставишь, сам определяешь диагноз, поэтому самолечение здесь в этом случае может привести к очень серьезным последствиям.

А.

Нарышкин ― Позвоните нам, пожалуйста, в эфир те, кто занимаются самолечением. 363-36-59 – именно этот номер надо вам набрать. Добрый вечер.

Как вас зовут?

Слушатель3 ― Здравствуйте, меня зовут Ирина Николаевна.

А.

Соломин ― Здравствуйте.

Слушатель3 ― Я хочу предоставить информацию о том, что на сегодняшний день в 21 веке люди могут заболеть, и начало простуды начинается действительно с насморка, ОРЗ, вернее…

А.

Соломин ― Не-не-не, подождите, пожалуйста.

Слушатель3 ― Это…

А.

Соломин ― Нет, извините, спасибо большое. +7 (495) 363-36-59 – телефон прямого эфира. Позвоните, если вы занимаетесь самолечением, расскажите о том, каким самолечением, собственно, вы занимаетесь, с помощью народной медицины или с помощью лекарств. Алло, здравствуйте.

А.

Нарышкин ― Выключайте приемник, говорите с нами по телефону.

Слушатель4 ― Добрый вечер вам.

Алексей, Москва.

А.

Соломин ― Добрый вечер.

А.

Нарышкин ― Вы занимаетесь, Алексей, самолечением.

Слушатель4 ― Да, занимаюсь.

А.

Нарышкин ― Народные средства какие-то или все-таки в аптеку бежите?

Слушатель4 ― Да нет, вы знаете, как бы… ну, основной набор средств есть как бы, как у всякого обычного российского гражданина, а так иногда, ну, при случае можно… для проблем с желудком, там, водка, по-моему, с солью.

Для проблем с гриппом или с чем-то вирусным водка с перцем.

А.

Соломин ― А без водки если? Ну, вот ребенку же не дашь…

Слушатель4 ― Нет, нет, ребенку не даю, естественно.

А.

Соломин ― Врачам звоните.

Слушатель4 ― Практически у меня совершеннолетний ребенок, вот.

Но я думаю, что, в принципе, уже как-то у нас сформировалось такое мировоззрение, что как-то проще обходиться своими силами, учитывая состояние нашей медицины. Но, опять же, это мое скромное мнение. Я понимаю, что, может быть, я делаю не совсем правильно, но, тем не менее, вот как-то так…

А.

Соломин ― А вам просто лень идти в больницу, вот вы говорите, при состоянии медицины? Или вы не доверяете именно?

Слушатель4 ― Вы знаете, я не совсем… и то, и то.

Потому что когда вот, скажем так, ну, когда я работал в хорошей компании в свое время, то у нас была, скажем так, медицина хорошего уровня.

А.

Соломин ― В смысле, страховка у вас была, да?

Слушатель4 ― Да-да-да, была хорошая страховка, и там действительно можно было получить хорошую консультацию, пройти все обследования при случае.

А если я, скажем, иногда вызывал, ну, как бы попроще, вызывал, скажем, своего участкового врача, ну, это было совсем не комильфо. Это совсем не комильфо, это проще…

А.

Соломин ― Спасибо большое.

+7 (495) 363-36-59.

Еще один звонок примем перед… у нас есть для вас, приготовлен материал о том, как в Индии занимаются самолечением, это очень интересно. Вот Алексей Нарышкин, например, думал, что аюрведа – это йога. Что ты на меня машешь? Я тоже так думал. А оказалось, нет.

А.

Нарышкин ― Евгений Пахомов, давай послушаем уже сразу, если ты анонсировал. Евгений Пахомов, который в Индии некоторое время находился, жил, работал, и вот он расскажет, как там справляются с недомоганиями.

(звучит запись)

Е.

Пахомов ― С древней медициной в Индии все в порядке – спросите любого поклонника этой страны, и он вам тут же назовет слово «Аюрведа». Это наука о долголетии вроде бы была ниспослана людям богом врачевания Дханвантари, который получил ее из рук самого бога Брахмы (создателя мира). В этой стариной науке есть вполне современные разделы – например, Шалья (хирургия) или Расаяна (фармакопея). Но также есть Агада – наука о противоядиях (говорят, местные цари-раджи очень уважали), а также Ваджикарана (поддержание потенции).

Мои индийские знакомые постоянно советовали при разных болезнях пожевать литья того или иного дерева или выкопать тот или иной корень, выпить нужный аюрведический настой.

Однажды в южном штате Керала мой ребенок подхватил какую-то местную ОРВИ и врач, к которому мы пришли, предложил немедленно дать «аюрведическое средство»: сок кокоса с кардамоном – и, мол, все пройдет.

Аюрведа в Индии давно стала не только наукой, но и средством для привлечения туристов: толпы европейцев и американцев приезжают в Южную Азию «прикоснутся к высшей мудрости», в том числе и медицинской.

Клиники традиционной аюрведической медицины здесь буквально на каждом углу, особенно на юге страны. Есть даже целые институты Аюрведы.

Впрочем, многие местные врачи совсем не против современных медицинских средств и прививок.

В Индии сильна фармацевтическая промышленность, которая выпускает известные марки самых разных лекарств, в том числе антибиотиков нового поколения и других вовсе не аюрведических средств. Между врачами даже идет спор: одни предпочитают только традиционные способы, проверенные веками, а другие напоминают, что бурный рост населения страны, которая уже насчитывает 1,2 миллиарда жителей, обеспечили такие привнесенные колонизаторами совсем не романтические средства, как, например, прививки от оспы или лекарства: аспирин, пенициллин.

Итог спора для меня подвел индийский врач в керальском отеле, которому мы сказали про простуду сына и про совет местного аюрведического лекаря дать кокос с кардамоном.

«Кокос, конечно, дать можете, - сказал он, - но обязательно купите детский аспирин». И я все понял и пошел покупать аспирин. Между прочим, тоже индийского производства.

А.

Соломин ― Ну, вот когда медицина не очень хорошо развита, я имею в виду, в плане доступности, то действительно очень много людей используют различные средства народной медицины. Но, как нам объяснил Евгений Пахомов, если вы…

А.

Нарышкин ― Кокос с кардамоном.

А.

Соломин ― … про кокос с кардамоном, да. Врачи все-таки, притом, что, может быть, эти средства народной медицины действительно помогают избавиться от какого-то недуга, все-таки предпочитают обращаться к традиционной медицине, к официальной медицине, так скажем.

А.

Нарышкин ― Неофициальной, нелегальной.

А.

Соломин ― Да. +7 (495) 363-36-59.

А.

Нарышкин ― Я смску прочитаю, которая тебе понравилась. «Если что серьезное, - пишет нам Евгений из Пензы, - меня отнесут к врачам. Пока я в памяти, в больницу ни ногой – там уныние, да и подхватишь еще что-нибудь».

А.

Соломин ― Алло, здравствуйте.

Слушатель5 ― Здравствуйте.

Антон, город Екатеринбург.

А.

Соломин ― Добрый вечер, Антон. Расскажите, пожалуйста, вы самолечение используете в случае недомогания?

Слушатель5 ― Самолечение в случае недомогания, да.

Я раньше работал на стройке, то есть, продувало меня и всяко. Ну, пользовался как бы, вот что рекламируют, там, стимулирующие иммунитет и так далее. Я стал болеть еще чаще. Вот. Потом, значит… и на лечение уходило много средств.

А.

Соломин ― То есть, вы лекарства покупали, но сами.

Слушатель5 ― Да-да-да.

То есть, нет, по рецепту врачей. Потом мне один умный человек сказал: ты купи Ревит, обыкновенное драже, и в течение пяти дней дома отлежись, две баночки съешь…

А.

Соломин ― То есть, все равно лекарства, все равно какие-то лекарства.

Слушатель5 ― Нет, без лекарств, только драже.

Я так и сделал. Обильное питье, все. Третий год, и в сентябре у меня простуда была, и как бы я босиком могу по снегу ходить, без фанатизма, без всего. Вот такое самолечение.

А.

Нарышкин ― Спасибо.

А.

Соломин ― Спасибо большое.

А.

Нарышкин ― Ты можешь босиком по снегу ходить?

А.

Соломин ― Если заставят, буду, конечно. Я на самом деле хочу признаться, я тоже в основном занимаюсь самолечением, но в основном все-таки не с помощью малинового варенья, хотя его люблю, с чаем-то вечером самое то, но вот поскольку ты работаешь очень много, постоянно фактически…

А.

Нарышкин ― Не жалуйся.

А.

Соломин ― … ты не можешь больничный взять так и уйти на недельку, чтобы тебя не было. Кто будет с Нарышкиным сидеть здесь?

А.

Нарышкин ― Да найдутся, ладно, брось ты.

А.

Соломин ― Ну, найдутся, я в этом не сомневаюсь. Но, тем не менее, снять симптомы – для меня это нормальная вещь.

А.

Нарышкин ― Я тебя вполне понимаю. Ну, на работе, мы с тобой здесь часто появляемся. Я просто понимаю, что если я заболел, если ничего критичного нету, ну, лучше сходить, потому что там менять расписание, кто-то будет за меня выходить, потом эту смену отдавать – это все сложно.

А.

Соломин ― 44% наших слушателей занимаются самолечением с помощью народной медицины. И 56% - с помощью лекарств, различных жаропонижающих. Сейчас реклама, и вернемся.

РЕКЛАМА

А.

Нарышкин ― 20 часов 49 минут, программа «Дорожная карта», мы продолжаем. Алексей Соломин, Алексей Нарышкин в студии.

А.

Соломин ― Алексей Соломин, Алексей Нарышкин действительно в студии. Давайте обратимся теперь к лечению в больницах – это следующая ступень наша. Допустим, после недомогания вы все-таки решили обратиться в клинику. Ну, раньше это понятная, в общем, картина. Надо было талончик утром пойти получить. Не знаю, везде так было, не везде? У меня так было. Талончик утром получить, потом идти к терапевту, очередь постоять вторую уже за день, потом…

А.

Нарышкин ― Терапевт скажет, что нужно пойти еще к лору, талончик, еще постоять…

А.

Соломин ― Как правило, нет, как правило, на терапевте все заканчивалось…

А.

Нарышкин ― У тебя.

А.

Соломин ― … действительно просто простуда. Ну, посмотрел горло, выписал лекарство – идите домой, поболейте, пожалуйста, до такого-то числа, потом от физры справка будет…

А.

Нарышкин ― И больше не приходите.

А.

Соломин ― Нет, приходите второй раз потом еще. Такая типичная советская история. Теперь…

А.

Нарышкин ― Но теперь-то мы не в Советском Союзе, у нас Россия, у нас частные клиники есть, и уже давно. И есть выбор, куда отправляться: идти стоять в очередь к обычному врачу или в очередь, но, например, в частную клинику, где ты платишь денежку и кажется, что там специалист будет лучше к тебе относиться.

А.

Соломин ― Ты приходишь к конкретному времени. Сейчас во многих, кстати, таких городских хороших поликлиниках есть. Приходишь в определенное время, за тобой очередь. Но у тебя на табло перед кабинетом написана твоя фамилия, когда тебе нужно будет идти. Ты ждешь максимум, не знаю, минут десять…

А.

Нарышкин ― Где ты такие поликлиники видел?

А.

Соломин ― Видел. Я о частных. Итак, если вы при недомогании предпочитаете обращаться в государственные поликлиники, чтобы выяснить, что с вами такое происходит, то ваш телефон 660-06-64. А если вы пользуетесь частными клиниками, деньги платите за прием, за выписку рецепта себе - 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Вопрос для тех, кто в случае появления каких-то симптомов, в случае появления недомогания выбирает поход к врачу. Куда вот вы идете, расскажите нам. Если вы идете к врачу, который работает в государственной поликлинике, набирайте номер 660-06-64. Если вы предпочитаете частные клинки, за денежки, разумеется - 660-06-65.

Я вот недавно просто на своем опыте убедился, что в частную клинику идти лучше, потому что в государственной поликлинике, притом, что и специалист был такой нормальный вроде бы, и адекватный, и внимательно относился, но просмотрел диагноз, просмотрел.

Просто назначал какое-то лечение, говорил: ничего страшного. А потом пошли в частную поликлинику, выяснилось, что все как-то хуже. Ну, уже вылечили, но все равно.

А.

Соломин ― Многие об этом говорят. Отчасти, может, это потому, что действительно народу меньше ходит. Отчасти потому, что мотивирован врач по-другому, может, он и деньги получает другие, не знаю. +7-985-970-45-45, расскажите о том, в какие вы поликлиники ходите, почему делаете такой выбор. А мы пока послушаем Наталью Жукову про американский опыт, вот там с клиниками что происходит.

(звучит запись)

Н.

Жукова ― Система здравоохранения в США полна противоречий. Пациенты американских клиник являются одновременно и самыми счастливыми – они лечатся в хороших госпиталях у высококомпетентных врачей, и самыми несчастными – ведь счета за такое лечение иногда разоряют целые семьи. Деньги деньгами, но когда человек чувствует себя нехорошо, ему нужна помощь, и чтобы получить её, нужно знать, когда и как лучше обратиться к врачу.

Легкую простуду или другие несерьезные заболевания многие американцы предпочитают лечить, не обращаясь к специалистам.

Благо средства, призванные помочь с головной болью, высокой температурой или, к примеру, с кашлем продаются без рецепта в любой аптеке.

Правда, остальные лекарства сверх этого простого набора в США без рецепта не купить.

Даже для того, чтобы приобрести обычные очки или контактные линзы, нужно сначала записаться на прием к окулисту, проверить зрение и только после этого идти в магазин, захватив с собой справку.

На прием к любому доктору лучше записываться заранее по телефону.

Когда вы приходите в клинику и заполняете бумаги с необходимыми данными, вас проводят в пустой кабинет, где вы ждете врача. Впрочем, первыми всегда появляются медсестра или медбрат, которые спросят у вас о причине визита и зададут массу других вопросов, касающихся не только вашего здоровья, но и истории болезней родителей и близких родственников.

У многих американцев есть свой семейный доктор – терапевт, который часто прикреплен к целым семьям и наблюдает своих пациентов с рождения.

Независимо от того, на что жалуется пациент, в клинике ему обязательно измерят температуру тела, давление и даже вес.

После этого в кабинете появится сам врач, который, осмотрев пациента, либо выпишет лекарство, либо назначит дальнейшее лечение.

Если в ходе осмотра диагностирована серьезная болезнь и заболевшему требуется операция, то доктор посоветует клиники, где такую операцию могут провести.

Врачи узких специальностей, даже из самых маленьких частных практик, обычно имеют контракты с крупным госпиталем. Такие контракты чем-то напоминают временную аренду больницы и её работников. Согласовывав дату процедуры, госпиталь предоставляет лечащему врачу свою операционную, анестезиолога, палату и медицинский персонал, но непосредственно саму операцию проводит ваш доктор под присмотром местных хирургов.

Даже за очень простое хирургическое вмешательство пациент в США получит астрономический счет.

В среднем счета за операцию с пребыванием в стационаре составляют от $18,000 - до $30,000. Сложные хирургические вмешательства стоят в разы дороже. Например, счет за операцию на открытом сердце может составить $300,000.

Впрочем, многие американцы не платят эти суммы целиком, ведь страховка в среднем покрывает 85% от стоимости любой медицинской процедуры, за исключением лечения зубов.

В США нет обязательного медицинского страхования, и даже за вызов скорой на дом придется платить.

Страховка, кстати, стоит недешево и обойдется в среднем в $600 в месяц. Малообеспеченным американцам страховку покрывает государство, а работающим – большую часть полиса оплачивает работодатель.

До недавнего времени проблемы со страховкой часто возникали у среднего класса: людей, которые работали на маленькие фирмы или сами содержали небольшой бизнес.

Они не попадали в категорию малоимущих, но и не могли оплачивать страховку себе и небольшому количеству своих работников самостоятельно.

Реформа Оbama Care, которую в США не критиковал только ленивый, призвана решить проблемы как раз таких американцев и дать им шанс на доступное медицинское обслуживание.

А.

Соломин ― Наталья Жукова, наш журналист, об американском опыте. Ну, очень дорого – вот главный вывод, мне кажется.

А.

Нарышкин ― Зарплаты больше, ладно.

А.

Соломин ― Ну, все равно медицинское обслуживание дорогое, и за него надо платить. И люди к этому уже вполне привыкли. Это вот не советская система, не советское мышление, когда государство тебя обязано вылечить.

А.

Нарышкин ― Невозможно же за все платить. Сейчас нас как раз подводит государство к этому. В школе за продленку плати, за обед плати. В садике то же самое.

А.

Соломин ― За все надо, вот все, что тебе…

А.

Нарышкин ― За все в этой жизни надо платить.

А.

Соломин ― … какие услуги тебе оказывают, за них надо платить. Бесплатно только сыр в мышеловке.

А.

Нарышкин ― Нет денег – лежи дома.

А.

Соломин ― И в тюрьму если попал, вот там бесплатно живешь. И то, говорят, что-то там надо выплачивать. Но не знаю. Очень интересный опыт, для нас пока еще, конечно, совсем не близкий. Вот наши слушатели разделились почти пополам. 58% пользуются, предпочитают обращаться в государственные поликлиники. И в частные за деньги идут 42. Я как человек, который был и там, и там, ну, в общем, с точки зрения комфорта, мне кажется, конечно, в частных это удобно, хорошо. Но это же зависит… вот если ты знаешь, что тебе надо платить такие деньги за то, чтобы вылечиться от простуды, на то, чтобы вылечиться от простуды, ты один раз сходишь, получишь рецепт, потом в следующий раз так будешь лечиться, наверное. Или вообще не пойдешь, будешь молоко пить горячее.

А.

Нарышкин ― Несколько сообщений прочитаю в эту же тему. «При недомогании редко обращаюсь в поликлинику бесплатную. Зубы лечу исключительно в дорогих клиниках с импортной аппаратурой и обезболиванием». Кстати, тоже довод, что просто гораздо лучше там все обустроено внутри. Не просто как…

А.

Соломин ― Ты не боишься, что инфекция…

А.

Нарышкин ― Ремонт, там действительно аппаратура может быть лучше. В частных нет ужасных очередей.

Последний вопрос, который мы хотим поставить сегодня для вас на голосование, звучит следующим образом.

А ходите ли вы на работу больными? Не просто вот больной, если у вас что-то с головой не в порядке, вот больной. Опять же, нос с утра, горло першит, болит, кашляете. Вот вы в таком состоянии пойдете на работу или позвоните, отпроситесь и останетесь дома, будете пить, не знаю, отвары какие-нибудь? Если, будучи больным, заболевшим чуть-чуть, пойдете все равно на работу, набирайте номер 660-06-64. Если останетесь дома, ваш номер 660-06-65.

Ходите ли вы на работу больными?

Если пойдете, да, если у вас какие-то симптомы первые простуды, например, появились, но все равно вы отправляетесь отважно на работу - 660-06-64 ваш номер. Если вы предпочтете остаться дома и какой-то период проболеть, укутавшись в одеяло, выпив различные лекарства или пойдя к врачу, набирайте номер 660-06-65.

А.

Соломин ― Константин из Петербурга пишет: «Государственная медицина очень многогранна. Я заплатил много денег, моя жена с ребенком попали на прием к главному ревматологу города – не жалею». Ну, речь идет все-таки о серьезных каких-то, если… а, заболевание такое, в общем, необычное, да, не простуда какая-нибудь. По страховке ходит наш слушатель из Калужской области уже пять лет в платные клиники. «И народу все больше и больше, - говорит он, - всюду очереди. Понадобилась справка недавно из городской поликлиники – там вообще никого нет».

А.

Нарышкин ― Голосование останавливаем. 88% радиослушателей говорят, что, почувствовав какие-то первые симптомы простуды или недомогания, они пойдут на работу. И только 12% все-таки останутся дома.

Это была программа «Дорожная карта», Алексей Соломин, Алексей Нарышкин ее провели.

Желаем вам здоровья, пока.

037 - 26 ОКТЯБРЯ 2014 - Чем лечить плохое самочувствие? 037 - 26. OKTOBER 2014 - Was ist die Behandlung für Unwohlsein? 037 - OCTOBER 26, 2014 - How do you treat poor health?

А.

Соломин ― На симптомы простуды мы не всегда и внимание обращаем. Схватили пилюлю жаропонижающую, выпили чаю – и дальше продолжать работать. Но это может быть опасным, и для себя опасным, и для окружающих опасным. Вот алгоритм действий мы сегодня рассмотрим буквально под лупой, везде ли так. И вы расскажите, что вы делаете: скорую вызываете сразу, или на прием записываетесь, или чаю с пустырником с бутербродом с малиновым вареньем. Алексей Нарышкин, Алексей Соломин в этой студии начинают программу «Дорожная карта», в которой сегодня поговорим о том, как действовать при первых симптомах, при первом каком-то недомогании.

А.

― Первых признаках какой-то болезни.

А может, это и не болезнь. Добрый вечер всем еще раз. Алексей Нарышкин, Алексей Соломин. Давайте расскажу вам, как с нами можно сегодня связаться. Не только сегодня. +7-985-970-45-45 – номер для ваших смс. Твиттер-аккаунт @vyzvon. Можете нам писать, делиться какими-то своими житейскими историями, рекомендациями, основываясь на своем жизненном опыте, как вот вы боретесь с каким-то недомоганием, с первыми признаками чего-то такого нехорошего. Сопли потекли, голова заболела.

А.

Соломин ― Сразу скажу, что речь в сегодняшней передаче не пойдет о вирусе Эбола, потому что это все-таки серьезное заболевание. И любые другие вещи. Мы рассматриваем… вот какая-то совершенно типичная бытовая простуда, вот насморк, голова болит…

А.

Нарышкин ― Что, например, может послужить поводом, для того чтобы не пойти на работу. Вот человек не может определиться. Течет нос. Что делать: остаться дома или запастись платками, взять какие-нибудь капли, спрей – и вперед? Масочку нацепил, никого не заразишь…

А.

Соломин ― По телефону +7-985-970-45-45 нам уже говорят, что помогают хорошие книги в таком случае. Все версии рассмотрим. Присылайте, как вы выходите из этого непростого, хотя и обычного, в общем, обыденного положения. Сегодня послушаем материалы корреспондентов, которые расскажут, как в других странах это происходит, и с вами побольше пообщаемся, вопросы зададим, голосования проведем – все это у нас впереди.

А.

Нарышкин ― Кстати, несколько смсок нам уже пришли, и это отрадно, призываю вас писать нам активно, потому что именно эта программа больше всего основана на общении именно с вами, с нашими радиослушателями. Пишет нам Дмитрий: «Я заболеваю – и отпрашиваюсь с работы». Пишет Джей-Си Дентон, наш постоянный слушатель: «Так получается, что я заболеваю всегда только на выходных и к понедельнику уже как огурчик». Таким образом выходные все как-то насмарку, все планы перечеркиваются. А вот совет даже от Виталия Авилова, который нам пишет из Твиттера: «Самочувствие улучшают хорошие книги».

А.

Соломин ― Итак, приступили к первому шагу. Вот вы почувствовали слабость. Голова разболелась, температуру померили – ну, где-то что-то там 38. Вроде бы все признаки. Что делать? Давайте послушаем, Тоня Самсонова расскажет, что в таком случае делают в Великобритании.

(звучит запись)

Т.

Самсонова ― Если вы почувствовали себя плохо в Великобритании, надо открывать сайт британской системы здравоохранения и начинать заниматься самодиагностикой. Если под рукой нет интернета, то звонить в скорую помощь, но оператор скорой помощи не будет полагаться на собственное чутье, он тоже откроет сайт системы здравоохранения и будет задавать вам вопросы по списку. И даже если вы будете ему объяснять, что у вас высокая температура и насморк, он все равно не будет сбиваться с курса и будет спрашивать. У вас прямо сейчас идет кровь? Теряли ли вы сознание за последние 8 часов? Да/Нет. Рвота/понос/тошнота? По итогам теста, после 10 вопросов, он с 80%-ной точностью может поставить вам диагноз, гораздо точнее, чем тесты «Какой вы персонаж из романа Мастер и Маргарита?» или «Какой вы герой сериала Friends?». Процесс заполнения анкеты достаточно увлекательный, быстрый. Система онлайн диагностики позволяет экономить время врачей. И главная цель – не везти вас в больницу, если вы не находитесь в тяжелом состоянии, и, наоборот, максимально быстро определить, что вы в критическом положении и вам срочно нужна помощь.

По итогам теста есть 4 варианта действий: высылать за вами скорую, отправлять вас в травматологический центр, записывать вас на прием к доктору или объяснить вам, что вам помощь не нужна и вам просто нужно отдохнуть.

Британцы теперь, вместо того чтобы заниматься самодиагностикой по медицинским справочникам и находить у себя все болезни, кроме родильной горячки, занимаются тем же самым, но с системой, которая умеет достаточно правильно задавать вопросы о симптомах и достаточно точно ставить диагнозы.

Проблема только в том, что каким бы ни был результат теста, лечить болезнь англичане все равно будут антибиотиками. В больницах висят плакаты с предупреждением: «Антибиотик – великое достижение фармацевтики, но он не лечит от синяков, ушибов и насморка». Антибиотики, как и многие другие лекарства, не продают без рецепта, чтобы пациент не мог себе навредить. И даже линзы для глаз нельзя в Лондоне купить без рецепта – вдруг ты вставишь не те и совсем ослепнешь. Но есть единая система знания, единый сайт системы здравоохранения, государственный сайт, на который все британцы ходят и которому все доверяют, когда им нужно определить, насколько критично их состояние и чем они на самом деле болеют.

А.

Нарышкин ― Тоня Самсонова рассказала нам, как британцы борются с какими-то своими недомоганиями, как они в этой ситуации поступают.

А.

Соломин ― Каков план действий.

А.

Нарышкин ― Какова дорожная карта.

А.

Соломин ― Первое – позвонить и выяснить, что происходит, что происходит со мной. Далеко не все так у нас поступают. Вот давайте мы сразу же голосование. У меня здесь есть в стык голосования, потому что оно касается вас, а с другой стороны касается ваших детей. Мне кажется, тут разные будут результаты. Если вы почувствовали недомогание, предпочтете лечиться самостоятельно или сразу же обратиться к врачу? Если вы, почувствовав недомогание, скорее будете лечиться самостоятельно, то ваш телефон 660-06-64. Если сразу же обратитесь к врачу, если, там, температура, насморк, головная боль – 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Что вы будете делать, если почувствовали недомогание? Если предпочтете лечиться самостоятельно, набирайте номер 660-06-64. Если вы сразу звоните или бежите к своему врачу, участковому или какому-нибудь частному вашему лечащему, набирайте номер 660-06-65.

Несколько сообщений, позволь, я прочту.

«Страна подорожником зарастает. Хочешь – настаивай на водке, хочешь – просто привяжи и лежи», - пишет нам Фиед Карам из Твиттера. «Я пшикаю горло и пью порошки от простуды, но это работает только при первых признаках простуды». «Только что пришел из аптеки, купил таблетки от насморка, - пишет нам Павел из Королева. – Кто-то шутит, что это как клизма от кашля».

А.

Соломин ― Голосование удивительное, сейчас чуть попозже подведем итоги. Смска пришла от Александра из Тулы: «Если температура 38, лучше сразу к врачу. Два дня полечился сам, но оказалось, что не простуда, а воспаление легких». И такое очень часто бывает. Не всегда даже…

А.

Нарышкин ― А если бы сразу, может быть, побежал бы к врачу, сразу проконсультировался, можно было бы, наверное, каких-то серьезных последствий избежать.

А.

Соломин ― Хотя, бывает, диагноз неверный ставят. Приходишь, ну, таких же, как ты, тысячи, тысячи приходят, особенно, там, в какое-нибудь гриппозное время. Каждый день слоняются люди с температурой, со всем, уже проштамповываешь им справки одни и те же одинаковые: ОРВИ, ОРВИ, кому-то грипп, если уж совсем плохо. Нет?

А.

Нарышкин ― Да. Нет, я согласен с тобой, конечно.

А.

Соломин ― А вдруг у кого-то осложнение? Не всегда понимаешь.

А.

Нарышкин ― Ты меньше внимания уделяешь каждому пациенту, тем более что у всех, кажется, симптомы одинаковые – ну, и одинаковый рецепт.

А.

Соломин ― Позвоните нам, +7 (495) 363-36-59, расскажите.

А.

Нарышкин ― А голосование я тебе предлагаю остановить, потому что уже все понятно. Рекордные какие-то просто тут показатели. 97% радиослушателей говорят, что при первых признаках какого-то недомогания они предпочитают лечиться самостоятельно. 97%. Только 3% сразу же обращаются к врачу. Сразу в стык другое голосование. Оно может быть немножко другим по процентам, и мне очень интересно, как вы ответите. Если ваш ребенок почувствовал себя плохо, заболел ваш ребенок, вы предпочтете его лечить самостоятельно или сразу же обратитесь к врачу? Если недомогание почувствовал ваш ребенок, и предпочтете лечить его самостоятельно, то 660-06-64. Если поведет его к врачу или вызовете врача - 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Как вы поступите, если заболел ваш ребенок? Будете лечить его самостоятельно, сами ему пропишете какие-то таблетки, капли в нос…

А.

Соломин ― Купите сироп какой-нибудь…

А.

Нарышкин ― … или отведете его к врачу? Если будете лечить ваше чадо самостоятельно - 660-06-64. Если отведете к врачу в поликлинику, например - 660-06-65. Кстати, как ты и предсказывал, тут вот картина уже совсем иная.

А.

Соломин ― Да, в общем-то, вполне радикально она меняется. Потому что к себе люди относятся…

А.

Нарышкин ― Ну, не пренебрежительно, нет, просто знают свой организм и понимают, что это твои собственные риски.

А.

Соломин ― Ты понимаешь: у тебя тут болит – это опасно или неопасно? Ребенок, он может всегда жаловаться, да? Вот у него просто голова болит – он жалуется. У него может что-то серьезное быть – он тоже жалуется точно так же. Ты не понимаешь. Ты лучше перестрахуешься, поведешь его в больницу, вызовешь врача, но, по крайней мере, ты будешь спокоен. Когда сам – ну, голова болит и болит, и все. Ну, полежу немножко, как говорится, перевяжи да лежи, да?

А.

Нарышкин ― Я, кстати, по своей дочке помню, как-то у нее, по-моему, болел живот ночью, она кричала, кричала, мы с женой прям были в панике, не знали, что делать. Вызывали раз или два скорую, нам говорили: да расслабьтесь вы, дайте чаек ей попить и укачайте. Все, весь вопрос.

А.

Соломин ― Джей-Си Дентон пишет, что у него жена у друга врач, вот он ей позвонит, если у него когда-нибудь будут дети. Давай звоночки примем, интересно пообщаться. Вот мы первую развилку сейчас проходим. Получили симптомы какие-то вот почувствовали (головную боль, температуру) – что делать? +7 (495) 363-36-59.

Алло, здравствуйте.

Добрый день.

Слушатель1 ― Здравствуйте, меня Николай зовут.

Вы знаете, я предпочитаю такое смешанное лечение, то есть, как самостоятельное, так и при помощи доктора. Я могу рассказать, как это у меня происходит. Вот если я почувствовал недомогание, то я вызываю врача. Врач пришел, выписал мне какие-нибудь лекарства. Я эти лекарства принял. Врач ушел. После этого начинаю уже лечиться традиционно: пить чай с медом, с малиной, ложусь спать, отсыпаюсь…

А.

Соломин ― Спасибо большое, поняли ваш метод. 7 (495) 363-36-59.

Еще есть звоночек у нас. Алло, здравствуйте.

Слушатель2 ― Здравствуйте.

А.

Соломин ― Как вас зовут?

Слушатель2 ― Александр, Подмосковье.

А.

Соломин ― Вы почувствовали недомогание, представим себе. Ваше первое действие какое? Ждать будете, пока оно не разрастется?

Слушатель2 ― Ну, вот последние несколько лет я действую по такой схеме.

При первых симптомах покупаю два препарата: антивирусный и иммуностимулятор. Народные вот эти методы, о которых предыдущий ваш слушатель говорил, тоже, да. А когда приехал домой, там, варенье…

А.

Соломин ― Мы еще поговорим, да, про народные методы.

Слушатель2 ― Вот так я делаю.

А.

Соломин ― А в больницу когда пойдете?

Слушатель2 ― Если не помогает, то это… вот вам Александр из Тулы писал то, что 38 температура у него была, он не пошел…

А.

Соломин ― И воспаление, да.

Слушатель2 ― Да.

Вот тут в самом начале важно определить, вирусное это заболевание или просто простуда. Один из симптомов не простой простуды, а вирусного – это сразу высокая температура.

А.

Соломин ― А может, сделать как в Великобритании? Вот почему у нас такого нет? Вы позвонили, прошли тест…

Слушатель2 ― Да, мне очень понравилось, отлично, отличная система.

Вот если бы у нас так было, какие-то памятки, какие-то сайты, какие-то звонки… Я думаю, что не надо, чтобы по телефону эти все вопросы задавали, просто чтобы информация была в той или иной степени под рукой всегда у всех, чтобы все об этом знали.

А.

Соломин ― Вот я почему-то уверен, что вы бы не стали, во-первых, ждать, пока вам ответит сотрудник колл-центра, а потом ждать, отвечать смиренно на все эти вопросы: было ли у вас сегодня кровотечение, не знаю, нормальный ли у вас стул…

Слушатель2 ― Если бы у меня была памятка под рукой вот эта, с этими вопросами, о которых Тоня говорила, там, сайт и все остальное, если бы у меня было все под рукой, я бы по ней действовал.

А так вот так: самое главное вначале определиться, у тебя вирус или просто простуда. Если простуда, то вот я действую, как я описал. Если вирус, то это видно сразу. Если у меня в первый же день 39 – это непорядок, я сразу лучше врача вызову.

А.

Соломин ― А еще, кстати говоря, бывает, можно определить, если вы, собственно, простужались, пили воду холодную в жару, то вы примерно понимаете, по крайней мере, почему у вас плохое состояние. А вот если видимых причин нет, вы, там, не замерзали нигде…

Слушатель2 ― Тоже можно обмануться, Алексей, вот знаете, особенно когда вы выезжаете на отдых в теплые края, тут еще неизвестно, у тебя акклиматизация, или ты простыл, или ты какую заразу подхватил.

Так что, ну, я сейчас говорю прежде всего о зимнем времени, в основном тогда все простуды. Летом – тут, конечно, еще сложнее. Период аллергий, акклиматизации, и к тому же еще инфекций. Ангину летом тоже легко подцепить. Это еще сложнее, чем зимой, вот в плане диагностики, имею в виду.

А.

Соломин ― Спасибо большое.

+7 (495) 363-36-59.

А.

Нарышкин ― Я хочу нашим слушателям только сказать, что давайте не будем концентрировать свое внимание на простудных заболеваниях. Потому что недомогание – это не обязательно заболело горло, заболела голова. Голова может заболеть по разным причинам. Просто я смотрю, тут уже пошли у нас на смс различные рецепты: сделайте такой-то отвар, приложите к носу срез чеснока… Ну, недомогание, оно бывает разное. Живот заболел, опять же – что вы делаете? Таблетку какую-нибудь, чтобы…

А.

Соломин ― Компрессик.

А.

Нарышкин ― … флора ваша внутренняя пришла в норму, да…

А.

Соломин ― Клизмочку. 7 (495) 363-36-59.

Я голосования подведу итоги. 59%, в этот раз большинство, проголосовало за то, что если ребенок почувствовал недомогание, то предпочтут его отвести к врачу.

А.

Нарышкин ― 41% будут лечить самостоятельно. 59%...

А.

Соломин ― … поведут к врачу, совершенно верно, картина другая. Там было 97%, если сами почувствовали недомогание, то сами же будут лечиться. Наверное, не успеем уже звоночек принять. Давай смски какие-то почитаем, потому что хочется до новостей еще дать одну пленку.

А.

Нарышкин ― Нам пишут: приглашайте на такую передачу Геннадия Онищенко. Ну, знаете, дорогие, Геннадий Онищенко к нам по возможности всегда и так приходит, раз в месяц к Ире Воробьевой по четвергам вечером.

А.

Соломин ― И много по этому поводу рассказывает, как нужно поступать. «Я нюхаю свежий срез чеснока», - пишет Елена.

А.

Нарышкин ― Про что я говорил, да. «Рассасываю чайную ложку меда, если нет аллергии, полоскание. Если температура – жаропонижающее. К врачам не хожу, - это Елена нам пишет, она продолжает, - с 87-го года».

А.

Соломин ― Ну, смотри, я хотел обратить внимание твое на то, что вот в Великобритании поступили как? Понятно, что дай волю – люди будут сразу же… у них же, наверное, нет таких очередей, как у нас в поликлиниках. Нас это мотивирует болеть дома. Чтобы не стоять за талончиком, потом не стоять к врачу…

А.

Нарышкин ― Потому что если ты будешь стоять в этой очереди, еще…

А.

Соломин ― … еще подхватишь.

А.

Нарышкин ― … еще можешь букет подхватить, конечно.

А.

Соломин ― Там это сделали просто: ты сначала определишь, насколько степень угрозы серьезная, и потом, соответственно, будешь получать лечение уже напрямую.

А.

Нарышкин ― Кстати, опять же, вот завершение сообщения от Елены, она пишет: «К ребенку вызову врачу, иначе без справки нельзя».

А.

Соломин ― Вот, о справках мы еще поговорим, это тоже очень важный мотивирующий момент, как выяснилось. Давайте сначала послушаем Германию. Дмитрий Погоржельский, корреспондент НТВ в Берлине, рассказал о том, что немцы делают. У немцев такие хорошие больницы, такая хорошая медицина – вот как там поступают?

(звучит запись)

Д.

Погоржельский ― «Если я заболею, к врачам обращаться не стану». Эти слова вполне мог бы сказать и немец. Вы не поверите, но принимать жаропонижающее здесь советуют, лишь если температура за 39.

Немец редко когда вызовет неотложку, а тем паче скорую.

Но это если уж совсем худо.

А вот если просто насморк, кашель, озноб, головная боль, то возможны варианты – их, надо сказать, немного.

Первый, не выходя из дома, лечиться подручными средствами: капли, таблетки, пилюли, чай, прочие горячие, но не горячительные напитки.

Исконным русским способом – три капли воды на стакан водки – не пользуются. Когда я советую такой метод, то сначала шутку не понимают, потом, правда, смеются.

Второй вариант – поход либо в аптеку за разными снадобьями, что посоветует аптекарь, предварительно расспросив тебя о симптомах.

Либо изволь идти к домашнему врачу. Здесь эскулапы к захворавшему гриппом или простудившемуся не ходят.

Три дня ты можешь просидеть дома без бюллетеня.

Болеешь дольше – изволь принести справку от лекаря, иначе вычтут из зарплаты.

В интернете полно сайтов с советами, как различать и лечить грипп или простуду.

Антигриппозная вакцинация в Германии очень популярна, каждую весну и осень начинаются кампании: делай прививку, если не хочешь болеть! Миллионы немцев регулярно следуют этому призыву.

Ну, и не могу не заметить, что поговорка «если лечить простуду, пройдет за семь дней, не лечить – за неделю» есть и в немецком.

А.

Соломин ― Хорошие больницы, замечательная медицина. Дмитрий Погоржельский, корреспондент НТВ в Германии, говорит нам, что все равно многие люди предпочитают лечиться самостоятельно, если какое-то недомогание, не идут сразу к врачу лечащему.

А.

Нарышкин ― Я перед перерывом на новости прочитаю последнее сообщение в этой части нашей программ «Дорожная карта». Ляля: «Голод помогает от всех болезней». Не знаю, я бы не советовал, не рекомендовал. Может, кому-то, как-то индивидуально это помогает…

А.

Соломин ― «Был в 90-х такой интересный фильм, - Сергей из Екатеринбурга пишет, - про собачку Бетховен. В первой части Джордж Ньютон врезал по морде похитителю собак, который занимается опытами, и говорит: надо рентген сделать. Соединенные Штаты, цивилизация. А у нас обмотает чувак руку медной проволокой, водки выпьет и скажет: само пройдет». С этими, на таких вот нотах уйдем на новости, послушаем потом рекламу и вернемся обязательно и поговорим снова о нашей теме сегодняшней.

НОВОСТИ

А.

Нарышкин: 20 ―35 в Москве, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», программа «Дорожная карта». Алексей Соломин и Алексей Нарышкин в студии. Мы с вами сегодня говорим о том, как поступать, когда вы… как вы поступаете, когда вы почувствовали недомогание. А также анализируем зарубежный опыт, например, уже послушали, что делают в Великобритании и в Германии.

А.

Соломин ― «У России, как обычно, свой путь, - пишет нам пользователь windert. - Сошлются на американцев: за простейшую операцию будут брать 18 тыс. долларов. За то, чтобы выписать очки - дешевле. 1000 долларов. Ну, качество лечения у наших терапевтов не обсуждается». Вот такой критический пост windert'а по отношению к российским терапевтам. А.

Нарышкин ― Сразу несколько слушателей рекомендуют от разных хворей выпить спиртного, на сон или просто так.

А.

Соломин ― Вот, по поводу спиртного. И вот еще слушатель пишет apn1935, это на сайте комментарии к блогу «Дорожной карты»: «Но ведь и у нас ознобы, першение в горле и даже начало боли при глотании лечатся самолечением. И в абсолютном большинстве случаев - удачно. Горячее молоко с медом, тотальные полоскания горла горячей водой, настоянной на травах, или с содой - оченно даже помогают». Самолечение самолечению рознь. В этой части программы мы именно о самолечении поговорим. Первый шаг мы сделали: недомогание почувствовали и приняли какое-то решение. Решение, допустим, приняли самостоятельно обходиться с этой болезнью. Вот что вы будете делать? Давайте, во-первых, голосование проведем. Те, кто…

А.

Нарышкин ― … выбирают самолечение, не хотят идти к врачу и считают, что они сами прекрасно могут справиться с недомоганием. Что вы выбираете? Какие-нибудь средства народной медицины? Не знаю, там, чем-нибудь обтираться, может, тем же чесноком, или еще что-то, или спиртное. Или же вы купите какое-нибудь лекарство?

А.

Соломин ― Если вы при самолечении пользуетесь средствами народной медицины, то телефон 660-06-64. А если вы покупаете жаропонижающие и прочие лекарства, то есть, все-таки с помощью аптеки обходитесь, то 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Вопрос тем, кто занимается самолечением: вы пользуетесь средствами народной медицины? Если да, то набирайте номер 660-06-64. Или же вы предпочитаете покупать какие-то средства, например, жаропонижающие. Кстати, вот мы сказали про средства народной медицины, я сейчас боюсь, нас просто на смс слушатели завалят различными рекомендациями, что там куда…

А.

Соломин ― +7 (495) 363-36-59 – это телефон прямого эфира, который мы сейчас тоже включим, чтобы пообщаться с вами. Позвоните, пожалуйста, те, кто занимается самолечением активно. При недомогании, естественно, не пытается вылечиться от каких-то серьезных заболеваний, просто потому, что боится идти в больницу зуб удалять, например.

«Больше 20 лет назад младший сын, - пишет нам Ольга из Москвы, - захворал летом на отдыхе в Волгограде.

Вызвали врача, как обычно – оказалось, что это менингит. До сих пор боготворю врачей детского стационара, пять дней в коме. Теперь сын сам уже папа». Ну, Ольга, мы вас можем только поздравить с этим, действительно, это очень серьезные могут быть истории, когда просто неверно ставишь, сам определяешь диагноз, поэтому самолечение здесь в этом случае может привести к очень серьезным последствиям.

А.

Нарышкин ― Позвоните нам, пожалуйста, в эфир те, кто занимаются самолечением. 363-36-59 – именно этот номер надо вам набрать. Добрый вечер.

Как вас зовут?

Слушатель3 ― Здравствуйте, меня зовут Ирина Николаевна.

А.

Соломин ― Здравствуйте.

Слушатель3 ― Я хочу предоставить информацию о том, что на сегодняшний день в 21 веке люди могут заболеть, и начало простуды начинается действительно с насморка, ОРЗ, вернее… Student 3 - I want to provide information that today in the 21st century people can get sick, and the beginning of a cold really begins with a runny nose, acute respiratory infections, or rather ...

А.

Соломин ― Не-не-не, подождите, пожалуйста.

Слушатель3 ― Это…

А.

Соломин ― Нет, извините, спасибо большое. +7 (495) 363-36-59 – телефон прямого эфира. Позвоните, если вы занимаетесь самолечением, расскажите о том, каким самолечением, собственно, вы занимаетесь, с помощью народной медицины или с помощью лекарств. Алло, здравствуйте.

А.

Нарышкин ― Выключайте приемник, говорите с нами по телефону.

Слушатель4 ― Добрый вечер вам.

Алексей, Москва.

А.

Соломин ― Добрый вечер.

А.

Нарышкин ― Вы занимаетесь, Алексей, самолечением.

Слушатель4 ― Да, занимаюсь.

А.

Нарышкин ― Народные средства какие-то или все-таки в аптеку бежите?

Слушатель4 ― Да нет, вы знаете, как бы… ну, основной набор средств есть как бы, как у всякого обычного российского гражданина, а так иногда, ну, при случае можно… для проблем с желудком, там, водка, по-моему, с солью.

Для проблем с гриппом или с чем-то вирусным водка с перцем.

А.

Соломин ― А без водки если? Ну, вот ребенку же не дашь…

Слушатель4 ― Нет, нет, ребенку не даю, естественно.

А.

Соломин ― Врачам звоните.

Слушатель4 ― Практически у меня совершеннолетний ребенок, вот.

Но я думаю, что, в принципе, уже как-то у нас сформировалось такое мировоззрение, что как-то проще обходиться своими силами, учитывая состояние нашей медицины. Но, опять же, это мое скромное мнение. Я понимаю, что, может быть, я делаю не совсем правильно, но, тем не менее, вот как-то так…

А.

Соломин ― А вам просто лень идти в больницу, вот вы говорите, при состоянии медицины? Или вы не доверяете именно?

Слушатель4 ― Вы знаете, я не совсем… и то, и то.

Потому что когда вот, скажем так, ну, когда я работал в хорошей компании в свое время, то у нас была, скажем так, медицина хорошего уровня.

А.

Соломин ― В смысле, страховка у вас была, да?

Слушатель4 ― Да-да-да, была хорошая страховка, и там действительно можно было получить хорошую консультацию, пройти все обследования при случае.

А если я, скажем, иногда вызывал, ну, как бы попроще, вызывал, скажем, своего участкового врача, ну, это было совсем не комильфо. Это совсем не комильфо, это проще…

А.

Соломин ― Спасибо большое.

+7 (495) 363-36-59.

Еще один звонок примем перед… у нас есть для вас, приготовлен материал о том, как в Индии занимаются самолечением, это очень интересно. Вот Алексей Нарышкин, например, думал, что аюрведа – это йога. Что ты на меня машешь? Я тоже так думал. А оказалось, нет.

А.

Нарышкин ― Евгений Пахомов, давай послушаем уже сразу, если ты анонсировал. Евгений Пахомов, который в Индии некоторое время находился, жил, работал, и вот он расскажет, как там справляются с недомоганиями.

(звучит запись)

Е.

Пахомов ― С древней медициной в Индии все в порядке – спросите любого поклонника этой страны, и он вам тут же назовет слово «Аюрведа». Это наука о долголетии вроде бы была ниспослана людям богом врачевания Дханвантари, который получил ее из рук самого бога Брахмы (создателя мира). В этой стариной науке есть вполне современные разделы – например, Шалья (хирургия) или Расаяна (фармакопея). Но также есть Агада – наука о противоядиях (говорят, местные цари-раджи очень уважали), а также Ваджикарана (поддержание потенции).

Мои индийские знакомые постоянно советовали при разных болезнях пожевать литья того или иного дерева или выкопать тот или иной корень, выпить нужный аюрведический настой.

Однажды в южном штате Керала мой ребенок подхватил какую-то местную ОРВИ и врач, к которому мы пришли, предложил немедленно дать «аюрведическое средство»: сок кокоса с кардамоном – и, мол, все пройдет.

Аюрведа в Индии давно стала не только наукой, но и средством для привлечения туристов: толпы европейцев и американцев приезжают в Южную Азию «прикоснутся к высшей мудрости», в том числе и медицинской.

Клиники традиционной аюрведической медицины здесь буквально на каждом углу, особенно на юге страны. Есть даже целые институты Аюрведы.

Впрочем, многие местные врачи совсем не против современных медицинских средств и прививок.

В Индии сильна фармацевтическая промышленность, которая выпускает известные марки самых разных лекарств, в том числе антибиотиков нового поколения и других вовсе не аюрведических средств. Между врачами даже идет спор: одни предпочитают только традиционные способы, проверенные веками, а другие напоминают, что бурный рост населения страны, которая уже насчитывает 1,2 миллиарда жителей, обеспечили такие привнесенные колонизаторами совсем не романтические средства, как, например, прививки от оспы или лекарства: аспирин, пенициллин.

Итог спора для меня подвел индийский врач в керальском отеле, которому мы сказали про простуду сына и про совет местного аюрведического лекаря дать кокос с кардамоном.

«Кокос, конечно, дать можете, - сказал он, - но обязательно купите детский аспирин». И я все понял и пошел покупать аспирин. Между прочим, тоже индийского производства.

А.

Соломин ― Ну, вот когда медицина не очень хорошо развита, я имею в виду, в плане доступности, то действительно очень много людей используют различные средства народной медицины. Но, как нам объяснил Евгений Пахомов, если вы…

А.

Нарышкин ― Кокос с кардамоном.

А.

Соломин ― … про кокос с кардамоном, да. Врачи все-таки, притом, что, может быть, эти средства народной медицины действительно помогают избавиться от какого-то недуга, все-таки предпочитают обращаться к традиционной медицине, к официальной медицине, так скажем.

А.

Нарышкин ― Неофициальной, нелегальной.

А.

Соломин ― Да. +7 (495) 363-36-59.

А.

Нарышкин ― Я смску прочитаю, которая тебе понравилась. «Если что серьезное, - пишет нам Евгений из Пензы, - меня отнесут к врачам. Пока я в памяти, в больницу ни ногой – там уныние, да и подхватишь еще что-нибудь».

А.

Соломин ― Алло, здравствуйте.

Слушатель5 ― Здравствуйте.

Антон, город Екатеринбург.

А.

Соломин ― Добрый вечер, Антон. Расскажите, пожалуйста, вы самолечение используете в случае недомогания?

Слушатель5 ― Самолечение в случае недомогания, да.

Я раньше работал на стройке, то есть, продувало меня и всяко. Ну, пользовался как бы, вот что рекламируют, там, стимулирующие иммунитет и так далее. Я стал болеть еще чаще. Вот. Потом, значит… и на лечение уходило много средств.

А.

Соломин ― То есть, вы лекарства покупали, но сами.

Слушатель5 ― Да-да-да.

То есть, нет, по рецепту врачей. Потом мне один умный человек сказал: ты купи Ревит, обыкновенное драже, и в течение пяти дней дома отлежись, две баночки съешь…

А.

Соломин ― То есть, все равно лекарства, все равно какие-то лекарства.

Слушатель5 ― Нет, без лекарств, только драже.

Я так и сделал. Обильное питье, все. Третий год, и в сентябре у меня простуда была, и как бы я босиком могу по снегу ходить, без фанатизма, без всего. Вот такое самолечение.

А.

Нарышкин ― Спасибо.

А.

Соломин ― Спасибо большое.

А.

Нарышкин ― Ты можешь босиком по снегу ходить?

А.

Соломин ― Если заставят, буду, конечно. Я на самом деле хочу признаться, я тоже в основном занимаюсь самолечением, но в основном все-таки не с помощью малинового варенья, хотя его люблю, с чаем-то вечером самое то, но вот поскольку ты работаешь очень много, постоянно фактически…

А.

Нарышкин ― Не жалуйся.

А.

Соломин ― … ты не можешь больничный взять так и уйти на недельку, чтобы тебя не было. Кто будет с Нарышкиным сидеть здесь?

А.

Нарышкин ― Да найдутся, ладно, брось ты.

А.

Соломин ― Ну, найдутся, я в этом не сомневаюсь. Но, тем не менее, снять симптомы – для меня это нормальная вещь.

А.

Нарышкин ― Я тебя вполне понимаю. Ну, на работе, мы с тобой здесь часто появляемся. Я просто понимаю, что если я заболел, если ничего критичного нету, ну, лучше сходить, потому что там менять расписание, кто-то будет за меня выходить, потом эту смену отдавать – это все сложно.

А.

Соломин ― 44% наших слушателей занимаются самолечением с помощью народной медицины. И 56% - с помощью лекарств, различных жаропонижающих. Сейчас реклама, и вернемся.

РЕКЛАМА

А.

Нарышкин ― 20 часов 49 минут, программа «Дорожная карта», мы продолжаем. Алексей Соломин, Алексей Нарышкин в студии.

А.

Соломин ― Алексей Соломин, Алексей Нарышкин действительно в студии. Давайте обратимся теперь к лечению в больницах – это следующая ступень наша. Допустим, после недомогания вы все-таки решили обратиться в клинику. Ну, раньше это понятная, в общем, картина. Надо было талончик утром пойти получить. Не знаю, везде так было, не везде? У меня так было. Талончик утром получить, потом идти к терапевту, очередь постоять вторую уже за день, потом…

А.

Нарышкин ― Терапевт скажет, что нужно пойти еще к лору, талончик, еще постоять…

А.

Соломин ― Как правило, нет, как правило, на терапевте все заканчивалось…

А.

Нарышкин ― У тебя.

А.

Соломин ― … действительно просто простуда. Ну, посмотрел горло, выписал лекарство – идите домой, поболейте, пожалуйста, до такого-то числа, потом от физры справка будет…

А.

Нарышкин ― И больше не приходите.

А.

Соломин ― Нет, приходите второй раз потом еще. Такая типичная советская история. Теперь…

А.

Нарышкин ― Но теперь-то мы не в Советском Союзе, у нас Россия, у нас частные клиники есть, и уже давно. И есть выбор, куда отправляться: идти стоять в очередь к обычному врачу или в очередь, но, например, в частную клинику, где ты платишь денежку и кажется, что там специалист будет лучше к тебе относиться.

А.

Соломин ― Ты приходишь к конкретному времени. Сейчас во многих, кстати, таких городских хороших поликлиниках есть. Приходишь в определенное время, за тобой очередь. Но у тебя на табло перед кабинетом написана твоя фамилия, когда тебе нужно будет идти. Ты ждешь максимум, не знаю, минут десять…

А.

Нарышкин ― Где ты такие поликлиники видел?

А.

Соломин ― Видел. Я о частных. Итак, если вы при недомогании предпочитаете обращаться в государственные поликлиники, чтобы выяснить, что с вами такое происходит, то ваш телефон 660-06-64. А если вы пользуетесь частными клиниками, деньги платите за прием, за выписку рецепта себе - 660-06-65.

А.

Нарышкин ― Вопрос для тех, кто в случае появления каких-то симптомов, в случае появления недомогания выбирает поход к врачу. Куда вот вы идете, расскажите нам. Если вы идете к врачу, который работает в государственной поликлинике, набирайте номер 660-06-64. Если вы предпочитаете частные клинки, за денежки, разумеется - 660-06-65.

Я вот недавно просто на своем опыте убедился, что в частную клинику идти лучше, потому что в государственной поликлинике, притом, что и специалист был такой нормальный вроде бы, и адекватный, и внимательно относился, но просмотрел диагноз, просмотрел.

Просто назначал какое-то лечение, говорил: ничего страшного. А потом пошли в частную поликлинику, выяснилось, что все как-то хуже. Ну, уже вылечили, но все равно.

А.

Соломин ― Многие об этом говорят. Отчасти, может, это потому, что действительно народу меньше ходит. Отчасти потому, что мотивирован врач по-другому, может, он и деньги получает другие, не знаю. +7-985-970-45-45, расскажите о том, в какие вы поликлиники ходите, почему делаете такой выбор. А мы пока послушаем Наталью Жукову про американский опыт, вот там с клиниками что происходит.

(звучит запись)

Н.

Жукова ― Система здравоохранения в США полна противоречий. Пациенты американских клиник являются одновременно и самыми счастливыми – они лечатся в хороших госпиталях у высококомпетентных врачей, и самыми несчастными – ведь счета за такое лечение иногда разоряют целые семьи. Деньги деньгами, но когда человек чувствует себя нехорошо, ему нужна помощь, и чтобы получить её, нужно знать, когда и как лучше обратиться к врачу.

Легкую простуду или другие несерьезные заболевания многие американцы предпочитают лечить, не обращаясь к специалистам.

Благо средства, призванные помочь с головной болью, высокой температурой или, к примеру, с кашлем продаются без рецепта в любой аптеке.

Правда, остальные лекарства сверх этого простого набора в США без рецепта не купить.

Даже для того, чтобы приобрести обычные очки или контактные линзы, нужно сначала записаться на прием к окулисту, проверить зрение и только после этого идти в магазин, захватив с собой справку.

На прием к любому доктору лучше записываться заранее по телефону.

Когда вы приходите в клинику и заполняете бумаги с необходимыми данными, вас проводят в пустой кабинет, где вы ждете врача. Впрочем, первыми всегда появляются медсестра или медбрат, которые спросят у вас о причине визита и зададут массу других вопросов, касающихся не только вашего здоровья, но и истории болезней родителей и близких родственников.

У многих американцев есть свой семейный доктор – терапевт, который часто прикреплен к целым семьям и наблюдает своих пациентов с рождения.

Независимо от того, на что жалуется пациент, в клинике ему обязательно измерят температуру тела, давление и даже вес.

После этого в кабинете появится сам врач, который, осмотрев пациента, либо выпишет лекарство, либо назначит дальнейшее лечение.

Если в ходе осмотра диагностирована серьезная болезнь и заболевшему требуется операция, то доктор посоветует клиники, где такую операцию могут провести.

Врачи узких специальностей, даже из самых маленьких частных практик, обычно имеют контракты с крупным госпиталем. Такие контракты чем-то напоминают временную аренду больницы и её работников. Согласовывав дату процедуры, госпиталь предоставляет лечащему врачу свою операционную, анестезиолога, палату и медицинский персонал, но непосредственно саму операцию проводит ваш доктор под присмотром местных хирургов.

Даже за очень простое хирургическое вмешательство пациент в США получит астрономический счет.

В среднем счета за операцию с пребыванием в стационаре составляют от $18,000 - до $30,000. Сложные хирургические вмешательства стоят в разы дороже. Например, счет за операцию на открытом сердце может составить $300,000.

Впрочем, многие американцы не платят эти суммы целиком, ведь страховка в среднем покрывает 85% от стоимости любой медицинской процедуры, за исключением лечения зубов.

В США нет обязательного медицинского страхования, и даже за вызов скорой на дом придется платить.

Страховка, кстати, стоит недешево и обойдется в среднем в $600 в месяц. Малообеспеченным американцам страховку покрывает государство, а работающим – большую часть полиса оплачивает работодатель.

До недавнего времени проблемы со страховкой часто возникали у среднего класса: людей, которые работали на маленькие фирмы или сами содержали небольшой бизнес.

Они не попадали в категорию малоимущих, но и не могли оплачивать страховку себе и небольшому количеству своих работников самостоятельно.

Реформа Оbama Care, которую в США не критиковал только ленивый, призвана решить проблемы как раз таких американцев и дать им шанс на доступное медицинское обслуживание.

А.

Соломин ― Наталья Жукова, наш журналист, об американском опыте. Ну, очень дорого – вот главный вывод, мне кажется.

А.

Нарышкин ― Зарплаты больше, ладно.

А.

Соломин ― Ну, все равно медицинское обслуживание дорогое, и за него надо платить. И люди к этому уже вполне привыкли. Это вот не советская система, не советское мышление, когда государство тебя обязано вылечить.

А.

Нарышкин ― Невозможно же за все платить. Сейчас нас как раз подводит государство к этому. В школе за продленку плати, за обед плати. В садике то же самое.

А.

Соломин ― За все надо, вот все, что тебе…

А.

Нарышкин ― За все в этой жизни надо платить.

А.

Соломин ― … какие услуги тебе оказывают, за них надо платить. Бесплатно только сыр в мышеловке.

А.

Нарышкин ― Нет денег – лежи дома.

А.

Соломин ― И в тюрьму если попал, вот там бесплатно живешь. И то, говорят, что-то там надо выплачивать. Но не знаю. Очень интересный опыт, для нас пока еще, конечно, совсем не близкий. Вот наши слушатели разделились почти пополам. 58% пользуются, предпочитают обращаться в государственные поликлиники. И в частные за деньги идут 42. Я как человек, который был и там, и там, ну, в общем, с точки зрения комфорта, мне кажется, конечно, в частных это удобно, хорошо. Но это же зависит… вот если ты знаешь, что тебе надо платить такие деньги за то, чтобы вылечиться от простуды, на то, чтобы вылечиться от простуды, ты один раз сходишь, получишь рецепт, потом в следующий раз так будешь лечиться, наверное. Или вообще не пойдешь, будешь молоко пить горячее.

А.

Нарышкин ― Несколько сообщений прочитаю в эту же тему. «При недомогании редко обращаюсь в поликлинику бесплатную. Зубы лечу исключительно в дорогих клиниках с импортной аппаратурой и обезболиванием». Кстати, тоже довод, что просто гораздо лучше там все обустроено внутри. Не просто как…

А.

Соломин ― Ты не боишься, что инфекция…

А.

Нарышкин ― Ремонт, там действительно аппаратура может быть лучше. В частных нет ужасных очередей.

Последний вопрос, который мы хотим поставить сегодня для вас на голосование, звучит следующим образом.

А ходите ли вы на работу больными? Не просто вот больной, если у вас что-то с головой не в порядке, вот больной. Опять же, нос с утра, горло першит, болит, кашляете. Вот вы в таком состоянии пойдете на работу или позвоните, отпроситесь и останетесь дома, будете пить, не знаю, отвары какие-нибудь? Если, будучи больным, заболевшим чуть-чуть, пойдете все равно на работу, набирайте номер 660-06-64. Если останетесь дома, ваш номер 660-06-65.

Ходите ли вы на работу больными?

Если пойдете, да, если у вас какие-то симптомы первые простуды, например, появились, но все равно вы отправляетесь отважно на работу - 660-06-64 ваш номер. Если вы предпочтете остаться дома и какой-то период проболеть, укутавшись в одеяло, выпив различные лекарства или пойдя к врачу, набирайте номер 660-06-65.

А.

Соломин ― Константин из Петербурга пишет: «Государственная медицина очень многогранна. Я заплатил много денег, моя жена с ребенком попали на прием к главному ревматологу города – не жалею». Ну, речь идет все-таки о серьезных каких-то, если… а, заболевание такое, в общем, необычное, да, не простуда какая-нибудь. По страховке ходит наш слушатель из Калужской области уже пять лет в платные клиники. «И народу все больше и больше, - говорит он, - всюду очереди. Понадобилась справка недавно из городской поликлиники – там вообще никого нет».

А.

Нарышкин ― Голосование останавливаем. 88% радиослушателей говорят, что, почувствовав какие-то первые симптомы простуды или недомогания, они пойдут на работу. И только 12% все-таки останутся дома.

Это была программа «Дорожная карта», Алексей Соломин, Алексей Нарышкин ее провели.

Желаем вам здоровья, пока.