Архетип Тени - Основы Юнгианской психологии - 01
Что такое тень, что это за удивительный феномен, который открыл Карл Густав Юнг, и который является настолько неоднозначным, настолько сложным для понимания и работы, что до сих пор, скажем так, не все последователи Юнга считают возможным заострять внимание на этом феномене и работать с ним. Но мы относимся как раз к той категории, которая не только считает это возможным, но даже и необходимым, и более того, как вы знаете, тень – это особенно любимая нами тема. Делая небольшой экскурс в историю исследования тени, необходимо отметить, что хоть это и не проговорено четко, однозначно в работах нашего мэтра, но следует различать как минимум два уровня тени – личную тень и коллективную тень.
Личная тень – это то, что формируется как имаго, то есть как образы нашего «я», нашего сознания во взаимодействии с социумом, прежде всего с суперэго, и мы можем сказать, что личная тень – это темный двойник персоны, нашего социального «я». Если задачей персоны является максимально эффективная социализация, ее суть – это социабельность, максимально эффективное выполнение социальных ролей и функций, достижение максимально высокого социального статуса, то личная тень стремится к прямо противоположному, она стремится к конфронтации с социумом.
Однако эта конфронтация не носит характера самоцели. Для личной тени противостояние социума – это не война ради войны. Из наших семинаров, особенно того, который посвящен взаимодействию комплекса неполноценности и комплекса превосходства, мы знаем, что именно комплекс превосходства теснейшим образом связан с личной тенью.
Личная тень – это та сила, которая побуждает нас устанавливать свои правила. Это сила доминирования, это жажда эгоинфляции, то есть максимального расширения своего эго и связанного с расширением этого эго расширение своего жизненного пространства. Утверждение своих правил и по возможности подчинения этим правилам тех, кто вокруг. Именно по этой причине личная тень является, ну, вероятно, главной проблемой и головной болью для большинства людей, потому что именно она подбивает человека на различного рода авантюры.
Одно из ее названий, которым мы пользуемся в нашей профессиональной лексике, так и звучит внутренний авантюризм. Именно тень побуждает нас на различного рода амбициозные мечты и попытки их воплощения. И разумеется, именно с вот этими вызовами тени связаны наиболее тревожное состояние угрозения совести и самоуничижения. Происходит это потому, что вытесняя тень, а на это требуется много усилий, человек, во-первых, чувствует дискомфорт из-за проделанной работы, а вытеснить тень это, ну, примерно то же самое, что выгнать из своей квартиры пантеру, которая не хочет выходить.
Во-вторых, после этого человека непременно накрывает даже не угрозение совести, а самоуничижение. Человек начинает себя наказывать за трусость, за нерешительность, за то, что у мужчины какие-то возможности, за то, что опять-то отказался от собственных амбиций, ну и сакраментальная фраза Родиона Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею?»
По результату чаще всего оказывается, что именно дрожащая тварь и, естественно, это не добавляет любви к себе. Взаимоотношения с личной тенью у человека имеют очень сложную связь, с одной стороны, с уже упоминавшимся суперэго, системой социальных норм и принципов, с другой стороны, с родовыми жизненными сценариями и связанными с ним влияниями ближайшего социального окружения – семья, родственники, знакомые.
Надо сказать, что родовые жизненные сценарии зачастую тоже являются силой, конфронтирующей с тенью, хотя из того, что мы уже знаем о родовом бессознательном, в этом психологическом семейном наследии есть своя тень, то есть есть три уровня тени на самом деле – личная, родовая и коллективная. Родовая тень, фигура семейного родового изгоя – это очень интересная тема, мы тоже с ней работаем, главным образом, на программе «Театр памяти», но реальность такова, что родовые жизненные сценарии чаще всего проявляются вот этой вот конфликтующей с тенью стороной.
Фигура родового изгоя, родовая тень, она, ну, пожалуй, одна из самых закрытых, и мы пытаемся сейчас понять, почему именно в системе родовых жизненных сценариев с вот этой вот теневой фигурой приходится прилагать столько усилий для того, чтобы ее увидеть и активизировать. И самой мощной поддержкой для личной тени является уже коллективная тень, которая находится с ней в прямой причинно-следственной связи или генетической связи.