×

Nous utilisons des cookies pour rendre LingQ meilleur. En visitant le site vous acceptez nos Politique des cookies.

image

Дорожная карта – радио Эхо Москвы (2014), 030 - 31 АВГУСТА 2014 - Детки в клетке

030 - 31 АВГУСТА 2014 - Детки в клетке

А. СОЛОМИН: Я в своем далеком детстве помню фильм, который распространялся на видеокассетах еще тогда, не всегда даже легальных – «Няньки», если помнишь, Алексей, был такой фильм. Казалось, что эти люди, которые устроились няньками работать к детям богатой, обеспеченной семьи… А. НАРЫШКИН: Вот эти накачанные… А. СОЛОМИН: Да-да-да, волосатые, накачанные. Казалось, что они скорее более опасны, чем любые другие опасности в этом мире, которые могут этим детям грозить – ан нет, видишь, как оказалось, все оказалось наоборот. Сейчас, сегодня, в нынешней ситуации, когда детей надо с кем-то оставить, на жизнь надо зарабатывать, кажется, что любые няньки, даже такие страшные и огромные, подойдут. Может быть, и нет. Мы сегодня посмотрим, рассмотрим этот вопрос, этот кейс в программе «Дорожная карта» в эфире «Эхо Москвы» сейчас, в 8 часов вечера.

А. НАРЫШКИН: Алексей Соломин и Алексей Нарышкин ведут эту программу, как всегда, у нас уже скоро будет юбилей, почти что целый год. И должны сразу сказать, что у нас сменяется немного формат передачи.

А. СОЛОМИН: С новым сезоном.

А. НАРЫШКИН: Новый сезон уже практически наступил, он с конца августа или с сентября, как вам угодно. У нас теперь гостя в студии не будет, это нам позволит больше времени посвятить общению именно с вами. И для этого у нас есть, давайте я напомню, смс: +7-985-970-45-45 – это раз. У нас есть твиттер-аккаунт @vyzvon – это два. Для ваших, ну, даже не ваших вопросов, для ваших соображений. Сегодня попросим вас рассказывать нам о том, с кем вы оставляете ваших детей: это няньки, вы им платите, это бабушки, дедушки? Может быть, вы им тоже платите – я знаю такие семьи.

А. СОЛОМИН: Есть такие семьи?

А. НАРЫШКИН: Есть такие семьи.

А. СОЛОМИН: Расскажешь подробнее позже.

А. НАРЫШКИН: Или вы… А. СОЛОМИН: Или детский сад. А. НАРЫШКИН: Или детский сад.

А. СОЛОМИН: Кстати, детский сад детскому садику тоже рознь. И на примере других стран мы об этом узнаем. Ну, у нас есть более или менее одинаковые государственные, хотя частные вроде на государственные тоже очень похожи, только, наверное, подороже. Но вот не везде так, где-то по-разному, где-то по-другому. Мы сегодня все это обязательно рассмотрим. Присылайте свои вопросы по указанным Алексеем Нарышкиным координатам. Будем читать комментарии на сайте. Но на самом деле, несмотря на то, что Алексей сказал, что гостя в студии у нас теперь нет – в студии-то его нет, но вызванивать периодически каких-то людей известных, лидеров мнений, так скажем, мы будем, чтобы узнать у них, как они справляются с этим, с этой проблемой, или относятся к тому или иному явлению. Сегодня, кстати, у нас телеведущая Татьяна Лазарева во второй части программы уже будет, мы ее тоже обязательно спросим о ее отношении.

А. НАРЫШКИН: Ну, проблема с садиком, она почему сейчас актуальна? Потому что начинается новый сезон 1 сентября. У меня, например, старшая дочь завтра пойдет первый раз в сад. Ну да, ей 4 года будет. Это довольно волнительно. Потому что мы прошли через все эти запутанные процедуры. Они все равно, мне кажется, запутанные. Это электронная регистрация, электронная очередь, мы ждали год, уже даже забыли про то, что нам нужно идти в сад, мы смирились с тем, что моя супруга будет воспитывать детей дома сама. Но внезапно нам позвонили, сказали: ну да, помните, электронная очередь, вы вставали – пожалуйста, идите к нам в сад. Потом собирание всевозможных документов, созвоны, общение с директорами школ, потому что садики теперь, в Москве они входят именно в состав средних общеобразовательных учреждений. Вот какие-то постоянные контакты. На одну только медицинскую карту для садика у нас ушло несколько недель, до сих пор ее не получили, это все сложно. И несмотря на то, что ребенок завтра уже идет в сад, мне иногда кажется, что лучше бы, наверное, дочь воспитывалась дома, ну, или непосредственно женой, или звали бы, например, какую-нибудь няньку за умеренную плату.

А. СОЛОМИН: Пишите нам, как вы справляетесь с этими возникшими вызовами, куда вы все-таки можете деть ребенка: оставляете с няней, на бабушек возлагаете эту счастливую почетную миссию или пользуетесь детскими садами, идете в детский сад. В этот раз для детей, по крайней мере, с трех лет, с четырех лет, говорят, что очереди сильно сократились, а то и исчезли в ряде субъектов. Расскажите нам об этом в том числе, какие трудности возникают. А мы будем сравнивать постоянно это с иностранным опытом.

А. НАРЫШКИН: Если вы нам сами можете рассказать про иностранный опыт, например, вы жили или сейчас живете за рубежом и смотрите или слушаете нашу программу, это будет еще лучше. Приступим к нашим заготовленным материалам. Елена Серветтаз, журналист из Франции, расскажет про то, с кем именно во Франции, во французских городах оставляют родители своих детей.

(звучит запись) Е. СЕРВЕТТАЗ: Во Франции обязательная школьная программа начинается с 6 лет. Никакого декретного отпуска в советском его понимании здесь не существует. Француженки доборолись за свои права до того, что теперь, после того как ребенку исполнится 3 месяца, они просто обязаны выйти на работу. Иначе они теряют зарплату. Проблему «с кем оставить ребенка» начинают решать уже с третьего месяца беременности. На бабушек рассчитывать не приходится – пенсионеров своя личная жизнь. Поэтому на очередь за место в яслях встают уже так рано. Иногда доходит до абсурда: ждать место в яслях нужно так долго, что ребенок вырастает и идет в детский сад.

Когда нет места в яслях, на помощь приходят няни. Няни – это особый институт, а родители вдруг становятся работодателями. Поэтому у нянь есть настоящий рабочий контракт, белая зарплата, родители платят социальные отчисления и должны отпускать нянь на каникулы.

Няни не должны перерабатывать. В зависимости от контракта, у них, как и у большинства французов, 35-часовая рабочая неделя. Когда дети достигают трехлетнего возраста, их отдают в детский сад. Во французской системе с 3 до 6 лет ребенка учат быть учеником. То есть, готовят к настоящей школе. Такова программа Министерства образования Франции, которая действует на всей территории республики, в том числе и в заморских территориях.

В детском саду, матернель, как он называется по-французски, с утра дети делают несложные упражнения (рисунки, аппликация, лепка), а затем обедают и спят. После обеда – обязательные прогулки на свежем воздухе. За еду в детских садах отвечает мэрия. Именно они объявляют тендеры, следят за качеством детского питания и выслушивают претензии от родителей, если что-то вдруг пошло не так. Примечательно, что мусульмане и иудеи могут написать заявление в мэрию с тем, чтобы их детям не давали в детсадовской столовой мясо, чтобы соблюсти пищевые запреты, связанные с их собственной религией. После того как в ходе последних муниципальных выборов кандидаты Нацфронта выселили мэра социалистов, ожидается, что в этих городах религиозных послаблений больше не будет.

Если ребенок заболел в детском саду, то родителям немедленно позвонят на работу и попросят забрать свое чадо из учреждения. Врачей в детском саду нет. Поэтому если ребенку нужно давать лекарство, то воспитатель обязательно спросит у родителей рецепт. Если вы сами решили, скажем, давать ребенку парацетамол без предписания врача, французские воспитатели вас не послушают и упрекнут в том, что вы занимаетесь самолечением.

Во Франции, чтобы родителям попасть в детский сад, родителям нужно просто записаться, а мэрия обязана гарантировать им место. Без каких-либо взносов. Для каждой семьи плата устанавливается в зависимости от последней налоговой декларации. То есть, бедные платят меньше. Здесь не собирают деньги на подарки учителям на 8 марта. Единственный подарок, который родители могут сделать учителю – это шоколад в конце учебного года. Именно в конце, а не в начале, чтобы вдруг никто не подумал, что учителя можно подвергнуть коррупции.

А. НАРЫШКИН: Это Елена Серветтаз, журналист из Франции, вот она рассказала нам про то, как там устроено не только дошкольное образование, но в принципе как там оставляют детей и с кем. Нянечки, там особый институт, как нам говорит Елена.

А. СОЛОМИН: Все-таки детские сады тоже присутствуют. И, как мы видим, никаких проблем с тем, чтобы получить место в детском саду, нет. Хотя, если честно, я это очень плохо понимаю, что такое мэрия обязана гарантировать им место. Может, они просчитывают это как-то лучше, я не знаю. Бывают же всплески рождаемости, или людей больше приходит. У России, конечно, это особый совершенно случай, потому что мы после периода очень сильной демографической ямы провалились вот в эту яму и потом очень быстро набрали темп. И те садики, которые в какой-то момент мы просто закрывали, использовали под другие какие-то помещения… А. НАРЫШКИН: Садики бы эти очень пригодились. Там же постоянно говорят, что, в принципе, по России очередь в детский сад, она сокращается.

А. СОЛОМИН: Да, в ясли остается еще, но все-таки это не так критично. Ребенка, там, до года еще все-таки большинство родителей сами при себе как-то, сами ими занимаются. А, действительно, с четырех-пяти лет – тут без садика, наверное, не обойтись, если только у вас нет бабушки, готовой сидеть с ним постоянно, или нет денег на няню. Пользуетесь, кстати, ли вы услугами няни? Напишите о своем опыте. «Ребенку надо привыкать к общению, иначе будет замкнутым, по себе знаю», - пишут нам из Петербурга. Только, пожалуйста, подписывайтесь.

А. НАРЫШКИН: Белка нам сообщает: «Подруга вышла на работу после декрета, наняла своего 18-летнего брата няней. Он сидел с племянницей после занятий в универе, зарабатывал 8 тысяч». Вот, кстати, ты усомнился в том, что кто-то внутри семьи может платить за сидение с детьми – вот тебе, пожалуйста, пример.

А. СОЛОМИН: Этому есть объяснение. Какое? Человек, который сидит с ребенком, он должен посвящать этому значительную часть своего времени – значит, он не должен работать в привычном понимании, да? У него не должен быть жесткий график. Ты готов как родитель платить деньги за то, чтобы кто-то оставался с твоим ребенком, и тебе лучше, наверное, если это будет человек, которого ты хорошо знаешь. Поэтому если родственник, не знаю, студент какой-нибудь, племянник или еще кто-то, то, наверное, в этом есть смысл. Я лучше буду платить деньги ему, пусть он зарабатывает деньги. Я его знаю, он, по крайней мере… А. НАРЫШКИН: Это же родственник. Я не знаю, мне просто кажется, в семье вообще не должно быть таких коммерческих отношений. Тем более когда речь идет о близких родственниках. Не знаю, платить, там, бабушкам за то, что они посидели с твоей дочкой, сыном – это какой-то ужас.

А. СОЛОМИН: Как вы думаете… прежде всего обращаемся, конечно, к тем людям, у которых есть дети, особенно дошкольного возраста, у которых эта проблема или это испытание, этот вызов, он сейчас актуальный. Если вы готовы платить родственникам за то, чтобы они посидели с вашими детьми, то 660-06-64. Если нет, ну что же это такое, это все-таки родственник, как мы можем ему платить, да и он и сам не возьмет – 660-06-65.

Если вы готовы платить родственникам за то, чтобы они посидели с вашим ребенком, то 660-06-64. Если не готовы, или родственник не возьмет деньги, по-вашему - 660-06-65. Почему мы спрашиваем это? Действительно для нас такой новый, для нашей страны это необычный опыт, но это есть и в других странах, и сейчас даже в России, в общем-то, где-то это появляется. И очень интересно узнать ваше мнение, как вы к этому относитесь.

А. НАРЫШКИН: Давайте напомню телефон для прямого эфира. Сейчас чуть-чуть попозже подключим звонки. 363-36-59, код 495. Пока вы голосуете и набираете нам номер, я вам расскажу в двух словах про опыт Германии, как там устроено дошкольное образование. В Германии все дети имеют право ходить в детский сад или дневные ясли. При этом местные власти сами решают, сколько должны заплатить родители. Это зависит от дохода семьи и от того, сколько времени ребенок проводит под надзором воспитателей. У нас же, например, сейчас со школами такая ситуация, что если ты хочешь оставлять ребенка на продленку, то изволь заплатить там еще определенную сумму.

А. СОЛОМИН: Это с этого года.

А. НАРЫШКИН: Это новое, да.

А. СОЛОМИН: Сейчас школы решают на уровне совета школы, все-таки какой будет продленка, платной или бесплатной.

А. НАРЫШКИН: Видишь, как это часто бывает в нашей стране, мы берем различные западные наработки. И про Германию последнее скажу. Большая часть детских садов работает до 2-3 часов дня, но есть и такие, где ребенка можно оставить на ночь.

А. СОЛОМИН: Алло, здравствуйте, как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте, меня зовут Юля, мне 39 лет, у меня трое детей.

А. СОЛОМИН: Есть дошколята?

СЛУШАТЕЛЬ1: Да, младшим двойняшкам четыре года.

А. СОЛОМИН: Ой, мы вас поздравляем, у вас еще и двойняшки. Скажите, как вы решаете вопрос? Вам же, наверное, работать надо, чем-то заниматься.

СЛУШАТЕЛЬ1: Естественно. Я поскольку содержу себя сама, поэтому я всегда работаю. Поэтому у меня старший, которому сейчас 11 лет, у него была няня с двух с половиной лет до какого-то, в общем, разумного возраста, до 8-9 лет она занималась им все время. А маленьким я тоже взяла другую няню, а старший уже как бы в ней не нуждается. Но, в общем, в случае, если для семьи это жизненно необходимо, конечно, никакие дошкольные учреждения ее не могут выручить, потому что дети болеют. Вот.

А. СОЛОМИН: В смысле, заболевают там?

СЛУШАТЕЛЬ1: Ну, конечно. А двойняшки болеют в два раза больше. Поэтому, ну, как бы если семье нужно работать, то, естественно, они должны прибегать к услугам няни. Ну, конечно, никаких белых контрактов, понятно. И это рынок на самом деле огромной востребованности. Сотни, тысячи московских женщин, если мы говорим о Москве, вынуждены работать, и они, просто высунув язык, ищут какую-нибудь добрую женщину, которая может им в этом помочь.

А. НАРЫШКИН: А вы скажите, как няню выбирали, по какому принципу?

СЛУШАТЕЛЬ1: Это вообще очень долгая тема. Если совсем в двух словах, мне нужна просто добрая порядочная женщина. Меня не интересует, как хорошо она говорит по-русски, меня не интересует, какой у нее опыт, мне вообще все равно, откуда она приехала: из Волгограда… у меня были разные няни. Вот.

Но эти два принципа: чтобы она относилась к моим детям, приблизительно как к своим. Понятно, что свои дети для нее дороже, вот, но, в общем, она… доброта – это основное ее качество.

А. СОЛОМИН: Скажите, а если бы у вас был родственник или родственница, которая могла бы посвятить уходу за детьми вашими какое-то время, вот для вас платить родственникам – это нормально или нет?

СЛУШАТЕЛЬ1: Ну, вот смотрите, я поскольку как бешеная белка кручусь в этой жизни, то для меня нормально, конечно. Но ни один мой родственник на это не согласился. Я считаю, что ничего страшного в этом нет, и я сама как мать своим детям говорю, что когда они вырастут, я совершенно не обязана сидеть с их детьми, потому что я устала. Поэтому, в принципе, да, ничего страшного. Более того, я считаю, что родственникам, ну, у нас не принято платить, но у нас не принято быть им благодарными за то, что, в общем-то, они бросают свои работы, эти женщины нормального 50-летнего возраста, и посвящают жизнь… только что вылезли из-под детей, и опять же, внукам. Я встречаю массу таких обиженных взрослых мам. Поэтому либо деньги, либо как минимум какая-то благодарность. Можно оплачиваемый отпуск, можно отправить маму куда-то. Но, в общем, надо понимать, что человек тратит на тебя то самое время, которое ты, в это время, одев каблуки, идешь на работу весь такой красивый.

А. СОЛОМИН: Понятно. Спасибо большое.

+7 (495) 363-36-59 – это телефон прямого эфира, он будет работать всю передачу практически. +7-985-970-45-45 – это смски. Мы сейчас послушаем следующий материал. Наталья Жукова, журналист, расскажет об американском опыте.

(звучит запись) Н. ЖУКОВА: В обращении к нации в 2013 году Барак Обама специально упомянул детские сады: «Мы должны сделать приоритетом обучение даже самых маленьких детей. Ученики, которые с самой младшего возраста растут с желанием много читать и заниматься математикой, заканчивают ВУЗы, находят работу и создают стабильные семьи. Мы знаем, что это работает. Так что давайте делать то, что работает, и будем уверены, что никто из наших детей заранее не начнет эту гонку жизни с большим отставанием».

И действительно, не только президент США, но и все остальные граждане считают, что детей нужно развивать с самого раннего возраста, поэтому в американских детских садах детей учат математике, чтению и музыке. План по развитию каждого ребенка часто составляют индивидуально, учитывая особенности и развитие маленького ученика. Для более качественного использования времени один педагог здесь может работать не более чем с пятью детьми.

Главное, о чем стоит упомянуть – это то, что в США нет разделения на ясли и собственно садик. Так, например, в центр по уходу за ребенком берут малышей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, а с пяти лет дети уже идут в «киндергартен» или в специальную подготовительную группу при школе.

По статистике, не так уж много американских малышей, всего около 40%, проводят хотя бы часть недели в детских садах. И тут важен другой аспект, который Барак Обама слегка коснулся в своей речи – общедоступность дошкольного образования.

Дело в том, что почти все детские сады в США частные – и, естественно, платные. Муниципальные детские сады есть далеко не везде, и попасть туда могут только дети малообеспеченных родителей. Поэтому основная масса американских мам и пап тратит значительную часть своей зарплаты на частные центры по уходу за ребенком. В пересчете на рубли плата за детский сад, в среднем, составляет от 11 000 до 35 000 рублей в месяц. Цены могут варьироваться в зависимости от штата и статуса детского садика.

Даже несмотря на высокую стоимость, родители пытаются найти для своих малышей подходящие центры по уходу, ведь согласно федеральному законодательству США декретный отпуск здесь составляет всего три месяца. Чтобы не потерять работу, мамы с хорошими зарплатами всеми силами стараются вернуться на работу так быстро, как это возможно.

Конечно, одиноким родителям приходится нелегко. К примеру, по данным агентства Child Care and Aware, в штате Орегон плата за детский сад составляет около 61% заработной платы среднестатистической мамы.

Несмотря на высокие цены, многие родители недовольны качеством ухода за детьми во многих детских садах. Так, бывший директор по лицензированию Департамента зашиты семьи Техаса Сью Лахмеер, сказала в интервью изданию New Republic, что доверила бы своих детей только 20% детских садиков, работающих в ее штате.

Так, чтобы воплотить установку Барака Обамы в жизнь, американским родителям стоит запастись не только деньгами, но и рекомендациями о том, в какой детский сад стоит отдавать свое чадо, а какой лучше обойти стороной.

А. НАРЫШКИН: Это была Наталья Жукова, она нам рассказывала про то, как в Соединенных Штатах Америки отправляют детей в садики.

А. СОЛОМИН: Что платят там от 11 до 35 тысяч рублей в месяц. Частные садики, понятно, частные центры по уходу за ребенком, они, наверное, подороже должны быть. В Швеции стоит детский сад около 7 тысяч рублей. За ребенка из малообеспеченной семьи при этом платит государство.

А. НАРЫШКИН: В год, в год. А там – в месяц.

А. СОЛОМИН: А, все, видите, еще как. Ну, кстати говоря, интересно. Можно сразу еще одно голосование запустить. Мы еще то не подвели, да? 65% у нас наших слушателей говорят, что готовы платить своим родственникам за то, чтобы они посидели с детьми. 35% к этому не готовы, или родственники к этому не готовы.

А. НАРЫШКИН: Вот нам пишут, кстати, на смс: «Бабушка оставила работу, карьеру и зарплату – как же ей не платить? Сергей из Екатеринбурга».

А. СОЛОМИН: Ну, есть же родственники, которые просто не пойдут на это. Алло. Выключайте радиоприемник, говорите по телефону.

СЛУШАТЕЛЬ2: Алло, да, добрый вечер.

А. СОЛОМИН: Здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ2: Нина.

А. СОЛОМИН: Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ2: Из Москвы.

А. СОЛОМИН: У вас есть дети дошкольного возраста?

СЛУШАТЕЛЬ2: Да, двое внуков, я бабушка.

А. СОЛОМИН: А, вы бабушка. Видите, как вам… СЛУШАТЕЛЬ2: Моя дочь с зятем ежемесячно, за исключением лета, платят мне пять тысяч. Я забираю внучку из школы, внука – из детского сада. И считаю, что, конечно, если бы это было им не по силам, я бы, конечно, не стала бы брать этих денег. Но учитывая, что материально они могут себе это позволить, я не испытываю никаких угрызений совести. Потому что вы знаете, какая у нас пенсия.

А. НАРЫШКИН: Понятно.

А что входит в эти пять тысяч рублей? Вы встречаете детей, вы их можете уложить спать? Готовите ли вы за эти деньги, не знаю, обед?

СЛУШАТЕЛЬ2: Бывает, что я привожу еду, потому что внучка во вторник, в четверг дома, в смысле, после школы, мама ее забирает, она имеет такую возможность. Бывает, что я привожу еду, очень часто. Ну, и нахожусь. Отпускаю их в театр даже иногда.

А. НАРЫШКИН: А почему в вашей семье не выбрали сад?

СЛУШАТЕЛЬ2: Нет, почему? Внук… А. НАРЫШКИН: А, внук в сад ходит. СЛУШАТЕЛЬ2: … а внучку – из школы.

А. НАРЫШКИН: Понятно.

А. СОЛОМИН: Спасибо вам большое. Удачи. +7 (495) 363 36 59. Хочется еще теперь с вами поговорить о стоимости все-таки. Наверное, можно платить больше, если получать лучшее качество и быть более уверенным в безопасности. Но об этом мы поговорим после новостей.

НОВОСТИ А. НАРЫШКИН: Продолжаем программу «Дорожная карта». В Москве 20 часов и 33 минуты. Мы говорим о том, с кем оставлять детей. Вариантов немного. Что у нас есть? Бабушки – как мы выяснили, это в большинстве… ну, не в большинстве… в большинстве случаев это платная услуга. Или можно оставлять с няней – тоже как вариант. Или отправлять в детский сад – мне кажется, в нашей стране это более такой традиционный вариант.

А. СОЛОМИН: Какой вы делаете выбор и какой выбор делают в других странах – мы об этом сегодня говорим. У нас телефоны работают. +7 (495) 363 36 59 – это прямой эфир. А +7-985-970-45-45 – это для смс-сообщений, которые падают нам в смс-приемник. Туда же падают, кстати, нам и твиты с аккаунта @vyzvon в Твиттере.

А. НАРЫШКИН: Андрей пишет. Ты спрашивал про стоимость этих радостей. «Водили в недорогой коммерческий садик двоих сыновей. 15 тысяч в месяц за человека». Это Андрей из Екатеринбурга. А вот что нам пишет Майкл из Сан-Франциско. Майкл, он же Миша, Михаил. На английском. Не знаю, слушает на русском, но пишет на английском. Хорошо. «Когда дети были маленькими, у нас была няня – нелегальная приезжая из Украины. Мы платили ей, и она еще, к тому же, бесплатно жила у нас в гостевом домике. Она замечательно обходилась с детьми. Прошло время, и она для нас по-прежнему как часть семьи».

А. СОЛОМИН: По поводу няни. Вот здесь есть интересный комментарий на сайте, у нас в блоге «Дорожной карты» на сайте «Эхо Москвы». Кстати, можете оставлять свои комментарии нам в комьюнити ВКонтакте, echoroadmap, «Дорожна карта» называется – там тоже, мы надеемся, будет живое обсуждение, которое мы будем использовать в нашей программе. Итак, комментарий на сайте. Myway пользователь: «Для США вопрос абсолютно уместный – няня с проживанием и детсад стоят примерно одинаково. Однако няню обычно берут из нелегальных безграмотных теток постсоветского или восточно-европейского пространства». Я прошу прощения, это, как говорится, вся орфография и вся пунктуация сохранена. «Она может лишь обихаживать вашего ребенка на физическом примитивном уровне, зато в детсадах работают квалифицированные не подтиральщики поп, а лицензированные квалифицированные педагоги и специалисты, способные не только обихаживать, но и образовывать и воспитывать ребенка». Вот вы на это упор какой-то делаете, обращаете на это внимание? Должна ли няня, кроме того, чтобы просто сидеть с ребенком, подтирать ему попу и готовить, может быть, ему еду, чем-то еще, как-то его образовывать, чем-то с ним заниматься, развлекать, так, чтобы это было полезно, а не просто, знаете, посадил ребенка за компьютер – и занимайся своими делами.

А. НАРЫШКИН: Мне кажется, немножко странный ты вопрос задаешь. Это само собой разумеется, что ты няне, которая сидит с твоим ребенком в то время, пока ты находишься на работе, что ты няне даешь установку заниматься чем-то с ребенком: музыкой, чтением. Потому что что это получится? Сидит ребенок дома, к нему приходит няня. Потом накануне 1 сентября ты выясняешь, что у тебя ребенок ничего не умеет. Ему 6 лет, он 4 года сидел с нянькой и он ноль.

А. СОЛОМИН: А няня как-то за это отвечает?

А. НАРЫШКИН: Мне кажется, это нормальное справедливое требование к няне, чтобы она занималась не только сидением, чтобы она занималась образованием именно ребенка.

А. СОЛОМИН: Алло, здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте, меня зовут Анна, Москва.

А. СОЛОМИН: Вы родитель, няня?

СЛУШАТЕЛЬ3: Я родитель, у меня три года мальчику. У нас няня с полутора лет.

А. СОЛОМИН: Вы какие-то установки няне делаете?

СЛУШАТЕЛЬ3: Да, конечно.

А. СОЛОМИН: Что вы от нее требуете?

СЛУШАТЕЛЬ3: Вы тут говорили про плату, и здесь, конечно, (неразб.) мамы, зависит от того, сколько она готова платить. Потому что на рынке нянь есть варианты, когда сумма варьируется от 35-40 тысяч рублей, когда няню просят еще готовить на всю семью, убираться во всей квартире. И, конечно, у нее не остается времени на то, чтобы и погладить всю гору белья, и еще с ребенком заниматься, развивать. То есть, я себе мало представляю ситуацию, когда она вот так вот пчелкой по всей квартире целый день, а потом еще с ребенком занимается. У нас ситуация такая, что… у меня было основное требование, чтобы с ребенком занимались, и я прямо вот подбирала себе человека, который имеет педагогический опыт, имеет своих детей, который готов выполнять все мои какие-то задания. То есть, я прописывала систему, по которой нужно заниматься с моим ребенком. Ну, и помимо этого, у нас стоят камеры в квартире, о чем няня тоже предупреждена, она знает, что вот стоит камера. Просит моего ребенка помахать маме ручкой, когда я звоню.

А. НАРЫШКИН: Я правильно понимаю, что вы какой-то специальный кастинг проводили? То есть, не первую попавшуюся няню взяли после собеседования, несколько человек как минимум прошло через вашу… СЛУШАТЕЛЬ3: Конечно, да. У меня в районе где-то 10-12 собеседований было.

А. НАРЫШКИН: Ничего себе!

СЛУШАТЕЛЬ3: Да, конечно.

Я серьезно похожу к этому вопросу. Это мой ребенок, который остается с этим человеком. И мы платим, я считаю, довольно немаленькие деньги, мы платим 55 тысяч рублей в месяц. И, конечно, я за это требую выполнять какие-то задания, я хочу получать какую-то квалифицированную работу.

А. НАРЫШКИН: А почему вы для себя, для вашего ребенка сразу отмели вариант с детским садом?

СЛУШАТЕЛЬ3: На момент, когда я искала няню, ему было полтора года, и детский сад – это для меня было не актуально. Вот.

А сейчас ему 3, и вот в этом году мы в сад не попали. Мы вот тоже прошли эту процедуру, знакомую вам, по ОСИП и всех дел, и посещения всего-всего, и потом нам позвонили, сказали, что места нет. Ну, и вот я приняла решение оставить его с этой няней, с которой он есть. Ну, и помимо этого, мы нашли там кучу вариантов занятий. То есть, мы ходим в какие-то кружки Монтессори, ходим в бассейн. То есть, он все пять дней в неделю все равно куда-то ходит.

А. НАРЫШКИН: Ясно. Спасибо.

Такое мнение. Что у нас на смс? +7-985-970-45-45. «Частный садик из шести детишек, - пишет нам Надежда из Москвы. – Воспитательница и повара у меня трехкомнатную квартиру просили в аренду за 50 тысяч рублей, а получается вот за этот частный садик 20 тысяч с ребенка. Нужен первый этаж, у меня четвертый, не подошло». Так. «А ведь когда-то в царской семье был институт гувернеров, с революцией потерянный».

А. СОЛОМИН: Татьяна Лазарева у нас сейчас на прямой связи со студией «Эхо Москвы», известная телеведущая и сама мама – почему мы, собственно, пригласили в эфир. Татьяна здравствуйте, добрый вечер.

Т. ЛАЗАРЕВА: Добрый вечер. Сама мама.

А. СОЛОМИН: Сама мама, да, совершенно верно. У вас же сейчас дошкольного возраста… уже подросли все, правильно?

Т. ЛАЗАРЕВА: Что-то, да, как-то я не подсуетилась, не подготовилась к вашему звонку, да. Все уже в школе.

А. СОЛОМИН: Скажите, вот когда дети еще не были школьниками, вы их в детский сад отдали или нет?

Т. ЛАЗАРЕВА: Ой, вы знаете, удивительная история. На самом деле каждому свое. Вот я, если говорить о старшем сыне, то мы его отдавали в детский сад, но это была для него дичайшая трагедия, он там прорыдал какое-то время – мы его забрали. Приехала моя мама, бабушка, и с ним сидела. Няни какие-то появились. Потом мы его отдали в какой-то частный сад тоже ненадолго перед школой – в общем, у него не пошло это все дело. Ну, он такой мальчик особенный, в общем, всегда был. А эти две вообще с легкостью, они там счастливы просто в этом саду.

А. СОЛОМИН: Есть мнение, что как раз такие дети, которым сложно влиться как-то в социум новый, в незнакомую обстановку попасть, он неуютно себя чувствует, что наоборот с ними нужно работать над этим, и детский сад как раз им в этом помогает. Вы с этим не согласны, судя по тому, что вы решили.

Т. ЛАЗАРЕВА: Вы знаете, не то чтобы не согласна. Я, наверное, тоже… как вот вы сказали, есть мнение. У меня тоже было такое мнение. Но когда ты забираешь своего ребенка, бьющегося в падучей и в слезах, то я не знаю, какие матери могут это выдержать. Нет, я понимаю, конечно, что не все в состоянии позволить себе няню или там сидеть, не ходить на работу, но у меня была такая возможность, я предпочла сохранить психику ребенка. Вы знаете, ему сейчас 19 лет, он прекрасно себя чувствует, почему-то не… ну, он вполне социализировался. Ну, такой вот особенный человек.

А. СОЛОМИН: То есть, это совсем не повлияло, не сделало его замкнутым… Т. ЛАЗАРЕВА: Нет, вы знаете, я смотрю на него сейчас, он выше меня ростом – ну, никак не сделало его замкнутым. А. СОЛОМИН: А няня, у вас была няня? Занимались? Ну, в смысле, няня сидела с ребенком?

Т. ЛАЗАРЕВА: У меня?

А. СОЛОМИН: У ребенка вашего.

Т. ЛАЗАРЕВА: Да нет, конечно, няня. Мы же, собственно, приезжие с Михаилом в Москву люди, поэтому бабушек-дедушек у нас в Москве нет, так как-то все остались по месту жительства. Мишина мама в Питере, у меня – в Новосибирске. Вот.

Поэтому, конечно же, уже когда был… нет, первый раз я няню, у меня появилась няня, когда родилась вторая дочь Соня, да, появилась няня обязательно. По-моему, даже раньше. Ну, короче, да, где-то так.

А. НАРЫШКИН: Татьян, а никогда не рассматривали для себя вариант, чтобы самостоятельно сидеть вот с детьми весь, скажем, срок их взросления? Ну, по крайней мере, до школы.

Т. ЛАЗАРЕВА: Слушайте, не рассматривала. Вы знаете, это кажется, может быть, легко и просто, сидеть с детьми, но это отдельный талант и отдельная профессия, понимаете? Я могу убить человека, если я буду с ним долго сидеть… А. НАРЫШКИН: Что, простите? Убить?

Т. ЛАЗАРЕВА: Ну, да, так, образно говоря. То есть, если я, например, не буду где-то самореализовываться на стороне, а сидеть все время с детьми, то это будет очень плохо и для меня, и тем более, собственно, как вывод, для детей, для всех окружающих. Есть женщины, перед которыми я преклоняюсь, которые домохозяйки, которые сидят воспитывают детей, им не нужно куда-то на сторону бегать, чтобы найти себя в этой жизни. Я абсолютно не из таких. И не то чтобы всегда завидовала, это свой путь у каждого, у меня немного другой.

А. СОЛОМИН: Представляете, есть еще такие женщины, которые и своих детей воспитывают, и в детском садике работают и чужих детей воспитывают, и много-много детей у них в жизни вообще. Есть и такое. Скажите, вот мы еще сегодня обсуждаем, есть у нас в России такой институт, как бабушки. Вот вы сказали, что с вашими детьми не сидели, потому что вы приехали, да, в Москву. Вот пройдет время, ваши дети станут совсем уже взрослыми, у них родятся дети. Вы рассматриваете для себя вариант, что вот вы можете сидеть с их детьми, вместо нянь и детских садиков?

Т. ЛАЗАРЕВА: Сейчас вы меня прямо застукали. Я не думала еще об этом, если честно. Не знаю, правда, не могу сказать. Наверное, если нужна будет какая-то помощь, естественно, я не откажусь. Но не думаю, что я буду прямо вот такой бабушкой, которая… хоть черт его знает. Не знаю. Хорошо, я подумаю об этом, я вам обещаю. Когда у вас следующая передача? Перезвоните.

А. СОЛОМИН: Я думаю, да, я думаю, до этого времени… еще не скоро у вас, наверное, поэтому мы успеем обсудить эту тему тоже. Спасибо вам большое. Татьяна Лазарева у нас в эфире, известная телеведущая и сама мама, как мы условились обозначать Татьяну в нашем эфире.

Т. ЛАЗАРЕВА: Спасибо.

А. СОЛОМИН: Спасибо!

А. НАРЫШКИН: Да, перейдем к вашим сообщениям, к вашим мнениям, которые вы присылаете и через интернет, и с помощью смс. Из Самарской области пишет нам Валентина: «Даже если няня просто сидит с ребенком, она все равно его воспитывает. Воспитание – это не сумма знаний, но и сумма полезных бытовых навыков, социального поведения и моральных устоев. Вообще я, вот просто слушая наших слушателей и читая смски, я так понимаю, что, по-моему, ребенка зря отдал в детский сад.

А. СОЛОМИН: Все на няню ставят, да?

А. НАРЫШКИН: Няню, да.

А. СОЛОМИН: Ну, послушай, вот нам пишут… А. НАРЫШКИН: Успокой меня как-нибудь. А. СОЛОМИН: … пишет пользователь на сайте… А. НАРЫШКИН: Нет, я руководствуюсь прежде всего соображениями социализации, о которых ты говорил, что там много детей, и ребенок будет с ними играть, как-то выстраивать общение. А что няня? Ну, няня сидит, ну, вместе они будут рисовать – ну, ок. Но этим же можно и в детском саду заниматься. Но там больше детей, это получится веселее.

А. СОЛОМИН: Нам пишут, что с детьми должна сидеть и воспитывать собственная мать, а няня может ей в этом деле только помогать. Мне кажется, что контакт родителей и детей, даже в форме обучения, образования домашнего, он должен присутствовать, без этого никак нельзя. Потому что, ну, ты тоже должен увлекать ребенка чем-то, наверное. Не мне судить , наверное. «С текстом блога во многом можно согласиться, - пишет нам npridnia. - Дело в том, что в Советском Союзе были прекрасные дошкольные учреждения: детсады и ясли, где детей воспитывали очень хорошие воспитатели!.. Наверное, ПЛАТА за пользование детскими дошкольными учреждениями,- была умеренной, когда все дети ходили в детсады и ясли!.. Вот отсюда надо и исходить: оплата за содержание ребёнка в детских дошкольных учреждениях должна быть ДОСТУПНОЙ для всех желающих». Ну, разные есть детские сады, разные. Где-то бассейн вам предложат с процедурами необходимыми. Где-то не предложат, может быть, но зато внимательно отнесутся, но денег будете поменьше платить.

А. НАРЫШКИН: Про деньги, кстати. Меня что немного смущает в нашей вот этой системе дошкольного образования? Я, когда выбирали сад, я смотрел, очень много людей пишет про всякие сборы, которые… ну, вроде как дошкольное образование бесплатное, но какие-то там вступительные взносы, что-то такое, на охрану. И когда это не прописано, скажем, в контракте твоем между тобой и садиком, это немножко напрягает. Ты не понимаешь, куда эти деньги идут, стоит ли какой-нибудь утренник или выступление, приуроченное к Новому году, действительно денег, собранных со всех родителей… А. СОЛОМИН: Если бы ты понимал, куда эти деньги идут, если бы точно знал, что эти деньги идут… А. НАРЫШКИН: Если бы я знал, что государственный садик официально через какую-то бумажечку просит с меня столько-то денег, мне было бы проще. А когда просто заведующая… А. СОЛОМИН: Ты готов платить больше, но если качество… если с бумажечкой, если ты видишь какой-то результат? Если ты видишь, что ремонт хороший, если ты видишь, что тепло в садике, работают все батареи нормально, или, наоборот, кондиционирование есть и комфортно ребенку.

А. НАРЫШКИН: Если это государственный садик, то, мне кажется… не знаю, не знаю.

А. СОЛОМИН: А давай спросим. У нас есть звонки. +7 (495) 363-36-59. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ4: Добрый вечер.

А. СОЛОМИН: Добрый вечер. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ4: Меня зовут Юля, я звоню вам из Тольятти.

А. СОЛОМИН: Вот, отлично.

СЛУШАТЕЛЬ4: Я работаю няней 24-й год.

А. НАРЫШКИН: Ух ты!

СЛУШАТЕЛЬ4: Начинала в далеком 91-м за границей у наших старых-старых эмигрантов, грузин, я у них работала.

А. СОЛОМИН: А вы опыт какой-то перенесли оттуда, из-за границы, сюда?

СЛУШАТЕЛЬ4: Никакого. Я у них начинала, это был мой первый опыт, у меня не было ни образования педагогического, просто интуитивно. Потом у них ребенок подрос, я вернулась в Россию. Я не педагог, но я столько перелопатила развивающей литературы… Последние 9 лет я работаю в семье у одного нашего бизнесмена, вот. У него было три брака, и во всех трех браках я у него растила детей. И жены между собой не очень ладят, но они видят, как я отношусь к детям, и не возражают… А. СОЛОМИН: Что случилось? А. НАРЫШКИН: К сожалению, у нас прервалось.

А. СОЛОМИН: А ты не запомнил? По-моему, вот этот… А. НАРЫШКИН: Запомнил. Если можете, перезвоните нам, пожалуйста, мы с вами разговор продолжим. Потому что человек, у которого опыт почти 25 лет – это очень, я считаю, ценно.

А. СОЛОМИН: Алло, добрый день. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ5: Здравствуйте, меня зовут Елена.

А. СОЛОМИН: Здравствуйте, Елена. Вы у нас кто? Давайте мы определим. Вы, кстати, откуда?

СЛУШАТЕЛЬ5: Я из Петербурга.

А. СОЛОМИН: Родитель, няня?

СЛУШАТЕЛЬ5: Я воспитатель.

А. СОЛОМИН: В детском саду?

СЛУШАТЕЛЬ5: Да, я работаю в детском саду.

А. СОЛОМИН: В государственном?

СЛУШАТЕЛЬ5: В государственном, в обычном государственном детском саду. Работаю очень успешно, мне работа нравится. И дети, и родители довольны работой. Я просто хотела сказать по поводу оплаты.

А. СОЛОМИН: Да.

СЛУШАТЕЛЬ5: Помимо обычной оплаты, которая … вот у меня оздоровительный детский сад. Помимо обычных услуг (питание, какие-то образовательные услуги), существует еще оздоровление: кислородные коктейли, какие-то чаи. Плюс еще существует допобразование. То есть, это за отдельные деньги. Это по желанию.

А. СОЛОМИН: Допобразование – это что такое?

СЛУШАТЕЛЬ5: Помимо основной программы, по которой мы работаем, есть некая образовательная программа, не просто так… А. СОЛОМИН: Навскидку, просто например. СЛУШАТЕЛЬ5: Да, это, помимо основных занятий, есть еще допуслуга: плюс дополнительное рисование, плюс хореография, плюс обучение письму и грамоте. И что-то еще.

А. СОЛОМИН: У нас просто в передаче сегодня очень многие люди звонят и говорят, что делают выбор в пользу няни. Вот попытайтесь их как-то разубедить. В чем преимущества садика?

СЛУШАТЕЛЬ5: По себе я могу сказать, что мои дети, в принципе, не очень хотели ходить в детский сад. Но я считаю, что это зависит скорее от родителей. Ну, им было комфортнее со мной. Но вот все-таки это выбор педагога. По поводу социализации – да, наверное. Но, вот несмотря на то, что я работаю воспитателем, я не могу сказать, что это настолько сейчас, в наше время, это настолько важно, да? Масса других каких-то доп... Переубедить могу только тем, что если бы они ко мне пошли, я бы им сразу сказала, что им будет хорошо в моем детском саду.

А. СОЛОМИН: Спасибо большое.

СЛУШАТЕЛЬ5: Переубеждать не буду, но могу сказать, что от педагога очень многое зависит. Если попадут на хорошего педагога, то ребенку будет очень хорошо и очень комфортно.

А. СОЛОМИН: А как его найти-то? Как определить, что этот педагог хороший?

СЛУШАТЕЛЬ5: Ну, наверное, собирать какие-то сплетни по району.

А. НАРЫШКИН: Смотрите, вот в моем случае нам сказали: у вас будет группа такая-то средняя, педагог такой-то. А садик, он единственный из тех, который был рядом с домом. Как бы выбор небогат, и из воспитателей тоже выбирать не приходится. Что в этом случае делать?

СЛУШАТЕЛЬ5: Не, ну, нужно, наверное, приглядываться, присматриваться. Конечно, я понимаю, что когда вот люди попадают на адекватных педагогов… то есть, я не хвастаюсь, просто говорю о том, что вот у меня хороший детский сад, и подбор педагогов такой, что все идут в наш детский сад. Просто сейчас нету вариантов выбора, потому что запись идет только через электронные очереди. Раньше действительно была возможность, и раньше шли поколениями в детские сады.

А. СОЛОМИН: Я так ходил в детский сад.

А. НАРЫШКИН: Спасибо огромное.

А. СОЛОМИН: Спасибо большое.

А. НАРЫШКИН: Давайте сейчас послушаем, наверное, последний наш материал. Тоня Самсонова его подготовила. Ну, а перед этим… А. СОЛОМИН: Подведем итоги. А. НАРЫШКИН: Перед этим голосование хочу объявить. Все-таки хочется узнать, как скорее наши радиослушатели поступают со своими детьми, которые маленькие и которым обязательно нужен какой-то присмотр взрослых. Оставляете ли вы своего ребенка с няней, у вас есть такая возможность платить няне, или вы выбираете для своего чада детский сад? Если вы своего ребенка оставляете с няней, 660-06-64 набирайте номер. Если вы вашего ребенка отправляете в детский сад, как сделал я – я, правда, не знаю, что из этого выйдет – набирайте номер 660-06-65.

Если вы для своего ребенка маленького выбираете няню, набирайте номер 660-06-64. Если вы своего ребенка отправляете в детский сад – 660-06-65.

А. СОЛОМИН: Владимир пишет нам: «В саду нормальные хулиганы воспитываются, а няня этому не научит».

А. НАРЫШКИН: Возможно, да. Пока вы голосуете, послушайте еще заодно Тоню Самсонову, которая расскажет, как устроена система дошкольного образования в Великобритании, с кем там принято оставлять детей.

(звучит запись) Т. САМСОНОВА: Семья в Великобритании с двумя детьми тратит больше четверти своего дохода на детский сад, и эти расходы в среднем составляют около семи тысяч рублей в неделю на одного ребенка, и это в два раза больше, чем та сумма, которую средняя британская семья тратит на еду. С 2002 года в стране проходит ежегодно обследование системы детских садов, и Чайлкэр Траст, который проводит эти исследования, сказал, что система просто неадекватна и не отвечает запросам общества.

Это не значит, что детские сады плохие – они очень хорошие, но их мало. Государство гарантирует только 15 бесплатных часов в неделю на каждого ребенка и формально гарантирует каждому ребенку место в детском саду, но встать в очередь в бесплатный детский сад можно, только когда ребенку исполнилось 3 года, и еще полгода может уйти на то, чтобы это место получить. То же исследование показывает, что для семьи с двумя детьми выплаты ипотечного кредита за дом в год ниже, чем выплаты за детский сад. Но деньги, которые семья платит за детский сад, можно компенсировать при ежегодной выплате налогов.

Когда Девид Милибенд обещает дополнительные бесплатные часы в детском саду каждой британской семье, он может больше ничего не указывать в своей программе, потому что если Великобритания поверит, что он выполнит это обещание, то проголосует за него.

Детский сад заканчивается в четыре с половиной года – и дети отправляются в школу. К этому времени многие уже умеют читать, писать свое имя, считать в пределах десяти и даже делать презентации в Powerpoint.

Детский сад длится всего два года, и в каждой группе, как правило, дети двух возрастов. Половина группы – это те, кому на следующий год в школу, половина – те, кто только что пришел из яслей. Мы привыкли считать британцев индивидуалистами, но на самом деле они очень коллективная нация. И основы групповой ответственности и коллективного сознания, основы всех клубов, членства в благотворительных, спортивных и других сообществах, закладываются как раз в детском саду, где старшие прививают нормы и правила поведения младшим, а потом младшие подрастают и воспитывают еще более младших. Детский сад и школа рассчитаны на то, что в образовательном и воспитательном процессе родители принимают такое же участие, как воспитатели и учителя. Это инкубатор британской жизни, за которым интересно наблюдать.

Воспитатель не может принять решение, не спросив мнение ребенка, даже если ребенку 3 года. Не может быть такой ситуации, при которой воспитатель или английская няня уходит с детской площадки, а ребенок плачет, он не согласен и хочет остаться. Надо договариваться. Право на мнение и возможность отстаивать свою позицию у ребенка возникают с момента, когда он научился говорить. Это право в обмен на обязательство соблюдать распорядок дня и следовать договоренностям. Британские дети удивительно послушны. Они не имеют права плохо себя вести. Нет такого понятия «капризничать» - взрослый должен был договориться с ребенком и прийти к взаимному согласию о дальнейших действиях. После достижения согласия капризы считаются нарушением договоренности со стороны ребенка.

Трудно это признавать, но собак британцы воспитывают по тем же принципам, что и детей. Основной принцип – в одинаковых ситуациях вести себя одинаково. Так закрепляются поведенческие паттерны для собак и детей. Метод работает одинаково хорошо.

А. НАРЫШКИН: Это была Тоня Самсонова, она рассказывала про Великобританию, про то, с кем там оставляют детей, отправляют ли в садик или не в садик. У нас несколько с Алексеем еще есть для вас интересных опытов. Например, Китай, я нашел в интернете. Наша соотечественница рассказывала, как она свою дочку отдала там в садик. Собирали с них примерно по две тысячи в месяц, платили еще отдельно за нахождение ребенка в саду в отопительный сезон. Выдавали им там форменную одежду: костюмы, рюкзак, летнюю панаму. Кормят в основном рисом. И при этом все преподаватели с высшим образованием. Что интересно, спят дети на полу на специальных матрасиках в комнате, где проходят занятия. Играют в специальной игральной комнате, где собирают две-три группы малышей.

А. СОЛОМИН: Большинство слушателей наших выбирают садик. Голосование, которое ты заводил… А. НАРЫШКИН: Инициировал. А. СОЛОМИН: 64% высказались в пользу такой формы ухода за детьми дошкольного возраста. А 36% за нянь.

А. НАРЫШКИН: Смску прочитаю, из Израиля пишет нам слушатель. «Я прожил некоторое время в Израиле. Там очень многие родители, если им нужно отлучиться, оставляют детей на бэбиситтеров (то есть, нянек, сиделок). Чаще всего это молодые девушки из СНГ. В Москве бэбиситтеры тоже набирают популярность, появилась даже специальная школа для них. Там с ними общается психолог, разбираются примеры типичных проблем и так далее».

А. СОЛОМИН: И про Австралию я хотел еще сказать буквально пару слов. Мне очень понравилось, я прочитал вчера об их опыте. Там нет системы, вот ты платишь месяц… ну, не везде, наверное, там частные все-таки больше садики, они разные поэтому. Нет системы, где ты платишь месяц и 5 дней в неделю водишь ребенка. Ты можешь привести ребенка во вторник, в среду и в пятницу, а в остальные дни, если тебе не нужно туда ребенка водить, тебе и не надо их туда водить. Ты платишь за конкретные дни. То есть, реально, если тебя… я понимаю, что это выглядит как камера хранения, но это все-таки… детский сад – не совсем то, там с ними занимаются все-таки.

Это была программа «Дорожная карта», мы сегодня обсуждали, с кем оставить детей (с няней, в детском саду или с бабушками), как к этому вопросу подходят в других странах. Всем спасибо.

А. НАРЫШКИН: До свидания.

Learn languages from TV shows, movies, news, articles and more! Try LingQ for FREE

030 - 31 АВГУСТА 2014 - Детки в клетке 030 - AUGUST 31, 2014 - Caged Babies

А. СОЛОМИН: Я в своем далеком детстве помню фильм, который распространялся на видеокассетах еще тогда, не всегда даже легальных – «Няньки», если помнишь, Алексей, был такой фильм. ||||||||||||videotapes||||always|||nannies|||||| Казалось, что эти люди, которые устроились няньками работать к детям богатой, обеспеченной семьи… А. НАРЫШКИН: Вот эти накачанные… А. СОЛОМИН: Да-да-да, волосатые, накачанные. ||||who|||||||||||||||||||hairy| Казалось, что они скорее более опасны, чем любые другие опасности в этом мире, которые могут этим детям грозить – ан нет, видишь, как оказалось, все оказалось наоборот. |||||||||||||that|||||||||||| Сейчас, сегодня, в нынешней ситуации, когда детей надо с кем-то оставить, на жизнь надо зарабатывать, кажется, что любые няньки, даже такие страшные и огромные, подойдут. now|||||||have to|||||||||||||||||| Может быть, и нет. Мы сегодня посмотрим, рассмотрим этот вопрос, этот кейс в программе «Дорожная карта» в эфире «Эхо Москвы» сейчас, в 8 часов вечера. ||||||this|||||||||||||

А. НАРЫШКИН: Алексей Соломин и Алексей Нарышкин ведут эту программу, как всегда, у нас уже скоро будет юбилей, почти что целый год. И должны сразу сказать, что у нас сменяется немного формат передачи.

А. СОЛОМИН: С новым сезоном.

А. НАРЫШКИН: Новый сезон уже практически наступил, он с конца августа или с сентября, как вам угодно. У нас теперь гостя в студии не будет, это нам позволит больше времени посвятить общению именно с вами. И для этого у нас есть, давайте я напомню, смс: +7-985-970-45-45 – это раз. У нас есть твиттер-аккаунт @vyzvon – это два. Для ваших, ну, даже не ваших вопросов, для ваших соображений. Сегодня попросим вас рассказывать нам о том, с кем вы оставляете ваших детей: это няньки, вы им платите, это бабушки, дедушки? Может быть, вы им тоже платите – я знаю такие семьи.

А. СОЛОМИН: Есть такие семьи?

А. НАРЫШКИН: Есть такие семьи.

А. СОЛОМИН: Расскажешь подробнее позже.

А. НАРЫШКИН: Или вы… А. СОЛОМИН: Или детский сад. А. НАРЫШКИН: Или детский сад.

А. СОЛОМИН: Кстати, детский сад детскому садику тоже рознь. |||||kindergarten||| И на примере других стран мы об этом узнаем. Ну, у нас есть более или менее одинаковые государственные, хотя частные вроде на государственные тоже очень похожи, только, наверное, подороже. |||||||||||||||very|||| Но вот не везде так, где-то по-разному, где-то по-другому. Мы сегодня все это обязательно рассмотрим. Присылайте свои вопросы по указанным Алексеем Нарышкиным координатам. Будем читать комментарии на сайте. Но на самом деле, несмотря на то, что Алексей сказал, что гостя в студии у нас теперь нет – в студии-то его нет, но вызванивать периодически каких-то людей известных, лидеров мнений, так скажем, мы будем, чтобы узнать у них, как они справляются с этим, с этой проблемой, или относятся к тому или иному явлению. Сегодня, кстати, у нас телеведущая Татьяна Лазарева во второй части программы уже будет, мы ее тоже обязательно спросим о ее отношении.

А. НАРЫШКИН: Ну, проблема с садиком, она почему сейчас актуальна? ||well||||||| Потому что начинается новый сезон 1 сентября. У меня, например, старшая дочь завтра пойдет первый раз в сад. Ну да, ей 4 года будет. Это довольно волнительно. this|| Потому что мы прошли через все эти запутанные процедуры. |||went|||||procedures Они все равно, мне кажется, запутанные. Это электронная регистрация, электронная очередь, мы ждали год, уже даже забыли про то, что нам нужно идти в сад, мы смирились с тем, что моя супруга будет воспитывать детей дома сама. Но внезапно нам позвонили, сказали: ну да, помните, электронная очередь, вы вставали – пожалуйста, идите к нам в сад. Потом собирание всевозможных документов, созвоны, общение с директорами школ, потому что садики теперь, в Москве они входят именно в состав средних общеобразовательных учреждений. |||documents(1)||||principals||||||||||||||educational| Вот какие-то постоянные контакты. На одну только медицинскую карту для садика у нас ушло несколько недель, до сих пор ее не получили, это все сложно. И несмотря на то, что ребенок завтра уже идет в сад, мне иногда кажется, что лучше бы, наверное, дочь воспитывалась дома, ну, или непосредственно женой, или звали бы, например, какую-нибудь няньку за умеренную плату.

А. СОЛОМИН: Пишите нам, как вы справляетесь с этими возникшими вызовами, куда вы все-таки можете деть ребенка: оставляете с няней, на бабушек возлагаете эту счастливую почетную миссию или пользуетесь детскими садами, идете в детский сад. |||||||||||||||||||||||entrust|||||||||||| В этот раз для детей, по крайней мере, с трех лет, с четырех лет, говорят, что очереди сильно сократились, а то и исчезли в ряде субъектов. Расскажите нам об этом в том числе, какие трудности возникают. А мы будем сравнивать постоянно это с иностранным опытом.

А. НАРЫШКИН: Если вы нам сами можете рассказать про иностранный опыт, например, вы жили или сейчас живете за рубежом и смотрите или слушаете нашу программу, это будет еще лучше. Приступим к нашим заготовленным материалам. Елена Серветтаз, журналист из Франции, расскажет про то, с кем именно во Франции, во французских городах оставляют родители своих детей.

(звучит запись) Е. СЕРВЕТТАЗ: Во Франции обязательная школьная программа начинается с 6 лет. Никакого декретного отпуска в советском его понимании здесь не существует. Француженки доборолись за свои права до того, что теперь, после того как ребенку исполнится 3 месяца, они просто обязаны выйти на работу. Иначе они теряют зарплату. Проблему «с кем оставить ребенка» начинают решать уже с третьего месяца беременности. На бабушек рассчитывать не приходится – пенсионеров своя личная жизнь. Поэтому на очередь за место в яслях встают уже так рано. Иногда доходит до абсурда: ждать место в яслях нужно так долго, что ребенок вырастает и идет в детский сад.

Когда нет места в яслях, на помощь приходят няни. Няни – это особый институт, а родители вдруг становятся работодателями. Поэтому у нянь есть настоящий рабочий контракт, белая зарплата, родители платят социальные отчисления и должны отпускать нянь на каникулы.

Няни не должны перерабатывать. В зависимости от контракта, у них, как и у большинства французов, 35-часовая рабочая неделя. Когда дети достигают трехлетнего возраста, их отдают в детский сад. Во французской системе с 3 до 6 лет ребенка учат быть учеником. То есть, готовят к настоящей школе. Такова программа Министерства образования Франции, которая действует на всей территории республики, в том числе и в заморских территориях.

В детском саду, матернель, как он называется по-французски, с утра дети делают несложные упражнения (рисунки, аппликация, лепка), а затем обедают и спят. После обеда – обязательные прогулки на свежем воздухе. За еду в детских садах отвечает мэрия. Именно они объявляют тендеры, следят за качеством детского питания и выслушивают претензии от родителей, если что-то вдруг пошло не так. Примечательно, что мусульмане и иудеи могут написать заявление в мэрию с тем, чтобы их детям не давали в детсадовской столовой мясо, чтобы соблюсти пищевые запреты, связанные с их собственной религией. После того как в ходе последних муниципальных выборов кандидаты Нацфронта выселили мэра социалистов, ожидается, что в этих городах религиозных послаблений больше не будет.

Если ребенок заболел в детском саду, то родителям немедленно позвонят на работу и попросят забрать свое чадо из учреждения. Врачей в детском саду нет. Поэтому если ребенку нужно давать лекарство, то воспитатель обязательно спросит у родителей рецепт. Если вы сами решили, скажем, давать ребенку парацетамол без предписания врача, французские воспитатели вас не послушают и упрекнут в том, что вы занимаетесь самолечением. |||||||||||||||||criticize||||||

Во Франции, чтобы родителям попасть в детский сад, родителям нужно просто записаться, а мэрия обязана гарантировать им место. Без каких-либо взносов. Для каждой семьи плата устанавливается в зависимости от последней налоговой декларации. То есть, бедные платят меньше. Здесь не собирают деньги на подарки учителям на 8 марта. Единственный подарок, который родители могут сделать учителю – это шоколад в конце учебного года. Именно в конце, а не в начале, чтобы вдруг никто не подумал, что учителя можно подвергнуть коррупции.

А. НАРЫШКИН: Это Елена Серветтаз, журналист из Франции, вот она рассказала нам про то, как там устроено не только дошкольное образование, но в принципе как там оставляют детей и с кем. ||||Servettaz|||||||||||||||preschool||||||||||| Нянечки, там особый институт, как нам говорит Елена.

А. СОЛОМИН: Все-таки детские сады тоже присутствуют. ||all||||| И, как мы видим, никаких проблем с тем, чтобы получить место в детском саду, нет. Хотя, если честно, я это очень плохо понимаю, что такое мэрия обязана гарантировать им место. Может, они просчитывают это как-то лучше, я не знаю. Бывают же всплески рождаемости, или людей больше приходит. У России, конечно, это особый совершенно случай, потому что мы после периода очень сильной демографической ямы провалились вот в эту яму и потом очень быстро набрали темп. И те садики, которые в какой-то момент мы просто закрывали, использовали под другие какие-то помещения… А. НАРЫШКИН: Садики бы эти очень пригодились. Там же постоянно говорят, что, в принципе, по России очередь в детский сад, она сокращается.

А. СОЛОМИН: Да, в ясли остается еще, но все-таки это не так критично. Ребенка, там, до года еще все-таки большинство родителей сами при себе как-то, сами ими занимаются. А, действительно, с четырех-пяти лет – тут без садика, наверное, не обойтись, если только у вас нет бабушки, готовой сидеть с ним постоянно, или нет денег на няню. Пользуетесь, кстати, ли вы услугами няни? Напишите о своем опыте. «Ребенку надо привыкать к общению, иначе будет замкнутым, по себе знаю», - пишут нам из Петербурга. Только, пожалуйста, подписывайтесь.

А. НАРЫШКИН: Белка нам сообщает: «Подруга вышла на работу после декрета, наняла своего 18-летнего брата няней. Он сидел с племянницей после занятий в универе, зарабатывал 8 тысяч». Вот, кстати, ты усомнился в том, что кто-то внутри семьи может платить за сидение с детьми – вот тебе, пожалуйста, пример.

А. СОЛОМИН: Этому есть объяснение. Какое? Человек, который сидит с ребенком, он должен посвящать этому значительную часть своего времени – значит, он не должен работать в привычном понимании, да? У него не должен быть жесткий график. Ты готов как родитель платить деньги за то, чтобы кто-то оставался с твоим ребенком, и тебе лучше, наверное, если это будет человек, которого ты хорошо знаешь. Поэтому если родственник, не знаю, студент какой-нибудь, племянник или еще кто-то, то, наверное, в этом есть смысл. Я лучше буду платить деньги ему, пусть он зарабатывает деньги. Я его знаю, он, по крайней мере… А. НАРЫШКИН: Это же родственник. Я не знаю, мне просто кажется, в семье вообще не должно быть таких коммерческих отношений. Тем более когда речь идет о близких родственниках. Не знаю, платить, там, бабушкам за то, что они посидели с твоей дочкой, сыном – это какой-то ужас.

А. СОЛОМИН: Как вы думаете… прежде всего обращаемся, конечно, к тем людям, у которых есть дети, особенно дошкольного возраста, у которых эта проблема или это испытание, этот вызов, он сейчас актуальный. Если вы готовы платить родственникам за то, чтобы они посидели с вашими детьми, то 660-06-64. Если нет, ну что же это такое, это все-таки родственник, как мы можем ему платить, да и он и сам не возьмет – 660-06-65.

Если вы готовы платить родственникам за то, чтобы они посидели с вашим ребенком, то 660-06-64. Если не готовы, или родственник не возьмет деньги, по-вашему - 660-06-65. Почему мы спрашиваем это? Действительно для нас такой новый, для нашей страны это необычный опыт, но это есть и в других странах, и сейчас даже в России, в общем-то, где-то это появляется. И очень интересно узнать ваше мнение, как вы к этому относитесь.

А. НАРЫШКИН: Давайте напомню телефон для прямого эфира. Сейчас чуть-чуть попозже подключим звонки. 363-36-59, код 495. Пока вы голосуете и набираете нам номер, я вам расскажу в двух словах про опыт Германии, как там устроено дошкольное образование. |||||||||tell||||||||||| В Германии все дети имеют право ходить в детский сад или дневные ясли. При этом местные власти сами решают, сколько должны заплатить родители. Это зависит от дохода семьи и от того, сколько времени ребенок проводит под надзором воспитателей. У нас же, например, сейчас со школами такая ситуация, что если ты хочешь оставлять ребенка на продленку, то изволь заплатить там еще определенную сумму.

А. СОЛОМИН: Это с этого года.

А. НАРЫШКИН: Это новое, да.

А. СОЛОМИН: Сейчас школы решают на уровне совета школы, все-таки какой будет продленка, платной или бесплатной. |||||||||||||after-school program|||

А. НАРЫШКИН: Видишь, как это часто бывает в нашей стране, мы берем различные западные наработки. И про Германию последнее скажу. Большая часть детских садов работает до 2-3 часов дня, но есть и такие, где ребенка можно оставить на ночь.

А. СОЛОМИН: Алло, здравствуйте, как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте, меня зовут Юля, мне 39 лет, у меня трое детей.

А. СОЛОМИН: Есть дошколята? |||preschoolers

СЛУШАТЕЛЬ1: Да, младшим двойняшкам четыре года.

А. СОЛОМИН: Ой, мы вас поздравляем, у вас еще и двойняшки. Скажите, как вы решаете вопрос? Вам же, наверное, работать надо, чем-то заниматься.

СЛУШАТЕЛЬ1: Естественно. Я поскольку содержу себя сама, поэтому я всегда работаю. Поэтому у меня старший, которому сейчас 11 лет, у него была няня с двух с половиной лет до какого-то, в общем, разумного возраста, до 8-9 лет она занималась им все время. А маленьким я тоже взяла другую няню, а старший уже как бы в ней не нуждается. Но, в общем, в случае, если для семьи это жизненно необходимо, конечно, никакие дошкольные учреждения ее не могут выручить, потому что дети болеют. Вот.

А. СОЛОМИН: В смысле, заболевают там? ||in|||

СЛУШАТЕЛЬ1: Ну, конечно. А двойняшки болеют в два раза больше. Поэтому, ну, как бы если семье нужно работать, то, естественно, они должны прибегать к услугам няни. Ну, конечно, никаких белых контрактов, понятно. И это рынок на самом деле огромной востребованности. Сотни, тысячи московских женщин, если мы говорим о Москве, вынуждены работать, и они, просто высунув язык, ищут какую-нибудь добрую женщину, которая может им в этом помочь.

А. НАРЫШКИН: А вы скажите, как няню выбирали, по какому принципу?

СЛУШАТЕЛЬ1: Это вообще очень долгая тема. Если совсем в двух словах, мне нужна просто добрая порядочная женщина. Меня не интересует, как хорошо она говорит по-русски, меня не интересует, какой у нее опыт, мне вообще все равно, откуда она приехала: из Волгограда… у меня были разные няни. Вот.

Но эти два принципа: чтобы она относилась к моим детям, приблизительно как к своим. Понятно, что свои дети для нее дороже, вот, но, в общем, она… доброта – это основное ее качество.

А. СОЛОМИН: Скажите, а если бы у вас был родственник или родственница, которая могла бы посвятить уходу за детьми вашими какое-то время, вот для вас платить родственникам – это нормально или нет?

СЛУШАТЕЛЬ1: Ну, вот смотрите, я поскольку как бешеная белка кручусь в этой жизни, то для меня нормально, конечно. Но ни один мой родственник на это не согласился. Я считаю, что ничего страшного в этом нет, и я сама как мать своим детям говорю, что когда они вырастут, я совершенно не обязана сидеть с их детьми, потому что я устала. Поэтому, в принципе, да, ничего страшного. Более того, я считаю, что родственникам, ну, у нас не принято платить, но у нас не принято быть им благодарными за то, что, в общем-то, они бросают свои работы, эти женщины нормального 50-летнего возраста, и посвящают жизнь… только что вылезли из-под детей, и опять же, внукам. Я встречаю массу таких обиженных взрослых мам. Поэтому либо деньги, либо как минимум какая-то благодарность. Можно оплачиваемый отпуск, можно отправить маму куда-то. Но, в общем, надо понимать, что человек тратит на тебя то самое время, которое ты, в это время, одев каблуки, идешь на работу весь такой красивый.

А. СОЛОМИН: Понятно. Спасибо большое.

+7 (495) 363-36-59 – это телефон прямого эфира, он будет работать всю передачу практически. +7-985-970-45-45 – это смски. Мы сейчас послушаем следующий материал. Наталья Жукова, журналист, расскажет об американском опыте.

(звучит запись) Н. ЖУКОВА: В обращении к нации в 2013 году Барак Обама специально упомянул детские сады: «Мы должны сделать приоритетом обучение даже самых маленьких детей. Ученики, которые с самой младшего возраста растут с желанием много читать и заниматься математикой, заканчивают ВУЗы, находят работу и создают стабильные семьи. Мы знаем, что это работает. Так что давайте делать то, что работает, и будем уверены, что никто из наших детей заранее не начнет эту гонку жизни с большим отставанием».

И действительно, не только президент США, но и все остальные граждане считают, что детей нужно развивать с самого раннего возраста, поэтому в американских детских садах детей учат математике, чтению и музыке. План по развитию каждого ребенка часто составляют индивидуально, учитывая особенности и развитие маленького ученика. Для более качественного использования времени один педагог здесь может работать не более чем с пятью детьми.

Главное, о чем стоит упомянуть – это то, что в США нет разделения на ясли и собственно садик. Так, например, в центр по уходу за ребенком берут малышей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, а с пяти лет дети уже идут в «киндергартен» или в специальную подготовительную группу при школе.

По статистике, не так уж много американских малышей, всего около 40%, проводят хотя бы часть недели в детских садах. И тут важен другой аспект, который Барак Обама слегка коснулся в своей речи – общедоступность дошкольного образования.

Дело в том, что почти все детские сады в США частные – и, естественно, платные. Муниципальные детские сады есть далеко не везде, и попасть туда могут только дети малообеспеченных родителей. Поэтому основная масса американских мам и пап тратит значительную часть своей зарплаты на частные центры по уходу за ребенком. В пересчете на рубли плата за детский сад, в среднем, составляет от 11 000 до 35 000 рублей в месяц. Цены могут варьироваться в зависимости от штата и статуса детского садика.

Даже несмотря на высокую стоимость, родители пытаются найти для своих малышей подходящие центры по уходу, ведь согласно федеральному законодательству США декретный отпуск здесь составляет всего три месяца. Чтобы не потерять работу, мамы с хорошими зарплатами всеми силами стараются вернуться на работу так быстро, как это возможно.

Конечно, одиноким родителям приходится нелегко. К примеру, по данным агентства Child Care and Aware, в штате Орегон плата за детский сад составляет около 61% заработной платы среднестатистической мамы.

Несмотря на высокие цены, многие родители недовольны качеством ухода за детьми во многих детских садах. Так, бывший директор по лицензированию Департамента зашиты семьи Техаса Сью Лахмеер, сказала в интервью изданию New Republic, что доверила бы своих детей только 20% детских садиков, работающих в ее штате.

Так, чтобы воплотить установку Барака Обамы в жизнь, американским родителям стоит запастись не только деньгами, но и рекомендациями о том, в какой детский сад стоит отдавать свое чадо, а какой лучше обойти стороной.

А. НАРЫШКИН: Это была Наталья Жукова, она нам рассказывала про то, как в Соединенных Штатах Америки отправляют детей в садики.

А. СОЛОМИН: Что платят там от 11 до 35 тысяч рублей в месяц. Частные садики, понятно, частные центры по уходу за ребенком, они, наверное, подороже должны быть. В Швеции стоит детский сад около 7 тысяч рублей. За ребенка из малообеспеченной семьи при этом платит государство.

А. НАРЫШКИН: В год, в год. А там – в месяц.

А. СОЛОМИН: А, все, видите, еще как. Ну, кстати говоря, интересно. Можно сразу еще одно голосование запустить. Мы еще то не подвели, да? 65% у нас наших слушателей говорят, что готовы платить своим родственникам за то, чтобы они посидели с детьми. 35% к этому не готовы, или родственники к этому не готовы.

А. НАРЫШКИН: Вот нам пишут, кстати, на смс: «Бабушка оставила работу, карьеру и зарплату – как же ей не платить? Сергей из Екатеринбурга».

А. СОЛОМИН: Ну, есть же родственники, которые просто не пойдут на это. Алло. Выключайте радиоприемник, говорите по телефону.

СЛУШАТЕЛЬ2: Алло, да, добрый вечер.

А. СОЛОМИН: Здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ2: Нина.

А. СОЛОМИН: Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ2: Из Москвы.

А. СОЛОМИН: У вас есть дети дошкольного возраста?

СЛУШАТЕЛЬ2: Да, двое внуков, я бабушка.

А. СОЛОМИН: А, вы бабушка. Видите, как вам… СЛУШАТЕЛЬ2: Моя дочь с зятем ежемесячно, за исключением лета, платят мне пять тысяч. Я забираю внучку из школы, внука – из детского сада. И считаю, что, конечно, если бы это было им не по силам, я бы, конечно, не стала бы брать этих денег. Но учитывая, что материально они могут себе это позволить, я не испытываю никаких угрызений совести. Потому что вы знаете, какая у нас пенсия.

А. НАРЫШКИН: Понятно.

А что входит в эти пять тысяч рублей? Вы встречаете детей, вы их можете уложить спать? Готовите ли вы за эти деньги, не знаю, обед?

СЛУШАТЕЛЬ2: Бывает, что я привожу еду, потому что внучка во вторник, в четверг дома, в смысле, после школы, мама ее забирает, она имеет такую возможность. Бывает, что я привожу еду, очень часто. Ну, и нахожусь. Отпускаю их в театр даже иногда.

А. НАРЫШКИН: А почему в вашей семье не выбрали сад?

СЛУШАТЕЛЬ2: Нет, почему? Внук… А. НАРЫШКИН: А, внук в сад ходит. СЛУШАТЕЛЬ2: … а внучку – из школы.

А. НАРЫШКИН: Понятно.

А. СОЛОМИН: Спасибо вам большое. Удачи. +7 (495) 363 36 59. Хочется еще теперь с вами поговорить о стоимости все-таки. Наверное, можно платить больше, если получать лучшее качество и быть более уверенным в безопасности. Но об этом мы поговорим после новостей.

НОВОСТИ А. НАРЫШКИН: Продолжаем программу «Дорожная карта». В Москве 20 часов и 33 минуты. Мы говорим о том, с кем оставлять детей. Вариантов немного. Что у нас есть? Бабушки – как мы выяснили, это в большинстве… ну, не в большинстве… в большинстве случаев это платная услуга. Или можно оставлять с няней – тоже как вариант. Или отправлять в детский сад – мне кажется, в нашей стране это более такой традиционный вариант.

А. СОЛОМИН: Какой вы делаете выбор и какой выбор делают в других странах – мы об этом сегодня говорим. У нас телефоны работают. +7 (495) 363 36 59 – это прямой эфир. А +7-985-970-45-45 – это для смс-сообщений, которые падают нам в смс-приемник. Туда же падают, кстати, нам и твиты с аккаунта @vyzvon в Твиттере.

А. НАРЫШКИН: Андрей пишет. Ты спрашивал про стоимость этих радостей. «Водили в недорогой коммерческий садик двоих сыновей. 15 тысяч в месяц за человека». Это Андрей из Екатеринбурга. А вот что нам пишет Майкл из Сан-Франциско. Майкл, он же Миша, Михаил. На английском. Не знаю, слушает на русском, но пишет на английском. Хорошо. «Когда дети были маленькими, у нас была няня – нелегальная приезжая из Украины. Мы платили ей, и она еще, к тому же, бесплатно жила у нас в гостевом домике. Она замечательно обходилась с детьми. Прошло время, и она для нас по-прежнему как часть семьи».

А. СОЛОМИН: По поводу няни. Вот здесь есть интересный комментарий на сайте, у нас в блоге «Дорожной карты» на сайте «Эхо Москвы». Кстати, можете оставлять свои комментарии нам в комьюнити ВКонтакте, echoroadmap, «Дорожна карта» называется – там тоже, мы надеемся, будет живое обсуждение, которое мы будем использовать в нашей программе. Итак, комментарий на сайте. Myway пользователь: «Для США вопрос абсолютно уместный – няня с проживанием и детсад стоят примерно одинаково. Однако няню обычно берут из нелегальных безграмотных теток постсоветского или восточно-европейского пространства». Я прошу прощения, это, как говорится, вся орфография и вся пунктуация сохранена. «Она может лишь обихаживать вашего ребенка на физическом примитивном уровне, зато в детсадах работают квалифицированные не подтиральщики поп, а лицензированные квалифицированные педагоги и специалисты, способные не только обихаживать, но и образовывать и воспитывать ребенка». Вот вы на это упор какой-то делаете, обращаете на это внимание? Должна ли няня, кроме того, чтобы просто сидеть с ребенком, подтирать ему попу и готовить, может быть, ему еду, чем-то еще, как-то его образовывать, чем-то с ним заниматься, развлекать, так, чтобы это было полезно, а не просто, знаете, посадил ребенка за компьютер – и занимайся своими делами.

А. НАРЫШКИН: Мне кажется, немножко странный ты вопрос задаешь. Это само собой разумеется, что ты няне, которая сидит с твоим ребенком в то время, пока ты находишься на работе, что ты няне даешь установку заниматься чем-то с ребенком: музыкой, чтением. Потому что что это получится? Сидит ребенок дома, к нему приходит няня. Потом накануне 1 сентября ты выясняешь, что у тебя ребенок ничего не умеет. Ему 6 лет, он 4 года сидел с нянькой и он ноль.

А. СОЛОМИН: А няня как-то за это отвечает?

А. НАРЫШКИН: Мне кажется, это нормальное справедливое требование к няне, чтобы она занималась не только сидением, чтобы она занималась образованием именно ребенка.

А. СОЛОМИН: Алло, здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте, меня зовут Анна, Москва.

А. СОЛОМИН: Вы родитель, няня?

СЛУШАТЕЛЬ3: Я родитель, у меня три года мальчику. У нас няня с полутора лет.

А. СОЛОМИН: Вы какие-то установки няне делаете?

СЛУШАТЕЛЬ3: Да, конечно.

А. СОЛОМИН: Что вы от нее требуете?

СЛУШАТЕЛЬ3: Вы тут говорили про плату, и здесь, конечно, (неразб.) мамы, зависит от того, сколько она готова платить. Потому что на рынке нянь есть варианты, когда сумма варьируется от 35-40 тысяч рублей, когда няню просят еще готовить на всю семью, убираться во всей квартире. И, конечно, у нее не остается времени на то, чтобы и погладить всю гору белья, и еще с ребенком заниматься, развивать. То есть, я себе мало представляю ситуацию, когда она вот так вот пчелкой по всей квартире целый день, а потом еще с ребенком занимается. У нас ситуация такая, что… у меня было основное требование, чтобы с ребенком занимались, и я прямо вот подбирала себе человека, который имеет педагогический опыт, имеет своих детей, который готов выполнять все мои какие-то задания. То есть, я прописывала систему, по которой нужно заниматься с моим ребенком. Ну, и помимо этого, у нас стоят камеры в квартире, о чем няня тоже предупреждена, она знает, что вот стоит камера. Просит моего ребенка помахать маме ручкой, когда я звоню.

А. НАРЫШКИН: Я правильно понимаю, что вы какой-то специальный кастинг проводили? То есть, не первую попавшуюся няню взяли после собеседования, несколько человек как минимум прошло через вашу… СЛУШАТЕЛЬ3: Конечно, да. У меня в районе где-то 10-12 собеседований было.

А. НАРЫШКИН: Ничего себе!

СЛУШАТЕЛЬ3: Да, конечно.

Я серьезно похожу к этому вопросу. Это мой ребенок, который остается с этим человеком. И мы платим, я считаю, довольно немаленькие деньги, мы платим 55 тысяч рублей в месяц. И, конечно, я за это требую выполнять какие-то задания, я хочу получать какую-то квалифицированную работу.

А. НАРЫШКИН: А почему вы для себя, для вашего ребенка сразу отмели вариант с детским садом?

СЛУШАТЕЛЬ3: На момент, когда я искала няню, ему было полтора года, и детский сад – это для меня было не актуально. Вот.

А сейчас ему 3, и вот в этом году мы в сад не попали. Мы вот тоже прошли эту процедуру, знакомую вам, по ОСИП и всех дел, и посещения всего-всего, и потом нам позвонили, сказали, что места нет. Ну, и вот я приняла решение оставить его с этой няней, с которой он есть. Ну, и помимо этого, мы нашли там кучу вариантов занятий. То есть, мы ходим в какие-то кружки Монтессори, ходим в бассейн. То есть, он все пять дней в неделю все равно куда-то ходит.

А. НАРЫШКИН: Ясно. Спасибо.

Такое мнение. Что у нас на смс? +7-985-970-45-45. «Частный садик из шести детишек, - пишет нам Надежда из Москвы. – Воспитательница и повара у меня трехкомнатную квартиру просили в аренду за 50 тысяч рублей, а получается вот за этот частный садик 20 тысяч с ребенка. Нужен первый этаж, у меня четвертый, не подошло». Так. «А ведь когда-то в царской семье был институт гувернеров, с революцией потерянный».

А. СОЛОМИН: Татьяна Лазарева у нас сейчас на прямой связи со студией «Эхо Москвы», известная телеведущая и сама мама – почему мы, собственно, пригласили в эфир. Татьяна здравствуйте, добрый вечер.

Т. ЛАЗАРЕВА: Добрый вечер. Сама мама.

А. СОЛОМИН: Сама мама, да, совершенно верно. У вас же сейчас дошкольного возраста… уже подросли все, правильно?

Т. ЛАЗАРЕВА: Что-то, да, как-то я не подсуетилась, не подготовилась к вашему звонку, да. Все уже в школе.

А. СОЛОМИН: Скажите, вот когда дети еще не были школьниками, вы их в детский сад отдали или нет?

Т. ЛАЗАРЕВА: Ой, вы знаете, удивительная история. На самом деле каждому свое. Вот я, если говорить о старшем сыне, то мы его отдавали в детский сад, но это была для него дичайшая трагедия, он там прорыдал какое-то время – мы его забрали. Приехала моя мама, бабушка, и с ним сидела. Няни какие-то появились. Потом мы его отдали в какой-то частный сад тоже ненадолго перед школой – в общем, у него не пошло это все дело. Ну, он такой мальчик особенный, в общем, всегда был. А эти две вообще с легкостью, они там счастливы просто в этом саду.

А. СОЛОМИН: Есть мнение, что как раз такие дети, которым сложно влиться как-то в социум новый, в незнакомую обстановку попасть, он неуютно себя чувствует, что наоборот с ними нужно работать над этим, и детский сад как раз им в этом помогает. Вы с этим не согласны, судя по тому, что вы решили.

Т. ЛАЗАРЕВА: Вы знаете, не то чтобы не согласна. Я, наверное, тоже… как вот вы сказали, есть мнение. У меня тоже было такое мнение. Но когда ты забираешь своего ребенка, бьющегося в падучей и в слезах, то я не знаю, какие матери могут это выдержать. Нет, я понимаю, конечно, что не все в состоянии позволить себе няню или там сидеть, не ходить на работу, но у меня была такая возможность, я предпочла сохранить психику ребенка. Вы знаете, ему сейчас 19 лет, он прекрасно себя чувствует, почему-то не… ну, он вполне социализировался. Ну, такой вот особенный человек.

А. СОЛОМИН: То есть, это совсем не повлияло, не сделало его замкнутым… Т. ЛАЗАРЕВА: Нет, вы знаете, я смотрю на него сейчас, он выше меня ростом – ну, никак не сделало его замкнутым. А. СОЛОМИН: А няня, у вас была няня? Занимались? Ну, в смысле, няня сидела с ребенком?

Т. ЛАЗАРЕВА: У меня?

А. СОЛОМИН: У ребенка вашего.

Т. ЛАЗАРЕВА: Да нет, конечно, няня. Мы же, собственно, приезжие с Михаилом в Москву люди, поэтому бабушек-дедушек у нас в Москве нет, так как-то все остались по месту жительства. Мишина мама в Питере, у меня – в Новосибирске. Вот.

Поэтому, конечно же, уже когда был… нет, первый раз я няню, у меня появилась няня, когда родилась вторая дочь Соня, да, появилась няня обязательно. По-моему, даже раньше. Ну, короче, да, где-то так.

А. НАРЫШКИН: Татьян, а никогда не рассматривали для себя вариант, чтобы самостоятельно сидеть вот с детьми весь, скажем, срок их взросления? Ну, по крайней мере, до школы.

Т. ЛАЗАРЕВА: Слушайте, не рассматривала. Вы знаете, это кажется, может быть, легко и просто, сидеть с детьми, но это отдельный талант и отдельная профессия, понимаете? Я могу убить человека, если я буду с ним долго сидеть… А. НАРЫШКИН: Что, простите? Убить?

Т. ЛАЗАРЕВА: Ну, да, так, образно говоря. То есть, если я, например, не буду где-то самореализовываться на стороне, а сидеть все время с детьми, то это будет очень плохо и для меня, и тем более, собственно, как вывод, для детей, для всех окружающих. Есть женщины, перед которыми я преклоняюсь, которые домохозяйки, которые сидят воспитывают детей, им не нужно куда-то на сторону бегать, чтобы найти себя в этой жизни. Я абсолютно не из таких. И не то чтобы всегда завидовала, это свой путь у каждого, у меня немного другой.

А. СОЛОМИН: Представляете, есть еще такие женщины, которые и своих детей воспитывают, и в детском садике работают и чужих детей воспитывают, и много-много детей у них в жизни вообще. Есть и такое. Скажите, вот мы еще сегодня обсуждаем, есть у нас в России такой институт, как бабушки. Вот вы сказали, что с вашими детьми не сидели, потому что вы приехали, да, в Москву. Вот пройдет время, ваши дети станут совсем уже взрослыми, у них родятся дети. Вы рассматриваете для себя вариант, что вот вы можете сидеть с их детьми, вместо нянь и детских садиков?

Т. ЛАЗАРЕВА: Сейчас вы меня прямо застукали. Я не думала еще об этом, если честно. Не знаю, правда, не могу сказать. Наверное, если нужна будет какая-то помощь, естественно, я не откажусь. Но не думаю, что я буду прямо вот такой бабушкой, которая… хоть черт его знает. Не знаю. Хорошо, я подумаю об этом, я вам обещаю. Когда у вас следующая передача? Перезвоните.

А. СОЛОМИН: Я думаю, да, я думаю, до этого времени… еще не скоро у вас, наверное, поэтому мы успеем обсудить эту тему тоже. Спасибо вам большое. Татьяна Лазарева у нас в эфире, известная телеведущая и сама мама, как мы условились обозначать Татьяну в нашем эфире.

Т. ЛАЗАРЕВА: Спасибо.

А. СОЛОМИН: Спасибо!

А. НАРЫШКИН: Да, перейдем к вашим сообщениям, к вашим мнениям, которые вы присылаете и через интернет, и с помощью смс. Из Самарской области пишет нам Валентина: «Даже если няня просто сидит с ребенком, она все равно его воспитывает. Воспитание – это не сумма знаний, но и сумма полезных бытовых навыков, социального поведения и моральных устоев. Вообще я, вот просто слушая наших слушателей и читая смски, я так понимаю, что, по-моему, ребенка зря отдал в детский сад.

А. СОЛОМИН: Все на няню ставят, да?

А. НАРЫШКИН: Няню, да.

А. СОЛОМИН: Ну, послушай, вот нам пишут… А. НАРЫШКИН: Успокой меня как-нибудь. А. СОЛОМИН: … пишет пользователь на сайте… А. НАРЫШКИН: Нет, я руководствуюсь прежде всего соображениями социализации, о которых ты говорил, что там много детей, и ребенок будет с ними играть, как-то выстраивать общение. А что няня? Ну, няня сидит, ну, вместе они будут рисовать – ну, ок. Но этим же можно и в детском саду заниматься. Но там больше детей, это получится веселее.

А. СОЛОМИН: Нам пишут, что с детьми должна сидеть и воспитывать собственная мать, а няня может ей в этом деле только помогать. Мне кажется, что контакт родителей и детей, даже в форме обучения, образования домашнего, он должен присутствовать, без этого никак нельзя. Потому что, ну, ты тоже должен увлекать ребенка чем-то, наверное. Не мне судить , наверное. «С текстом блога во многом можно согласиться, - пишет нам npridnia. - Дело в том, что в Советском Союзе были прекрасные дошкольные учреждения: детсады и ясли, где детей воспитывали очень хорошие воспитатели!.. Наверное, ПЛАТА за пользование детскими дошкольными учреждениями,- была умеренной, когда все дети ходили в детсады и ясли!.. Вот отсюда надо и исходить: оплата за содержание ребёнка в детских дошкольных учреждениях должна быть ДОСТУПНОЙ для всех желающих». Ну, разные есть детские сады, разные. Где-то бассейн вам предложат с процедурами необходимыми. Где-то не предложат, может быть, но зато внимательно отнесутся, но денег будете поменьше платить.

А. НАРЫШКИН: Про деньги, кстати. Меня что немного смущает в нашей вот этой системе дошкольного образования? Я, когда выбирали сад, я смотрел, очень много людей пишет про всякие сборы, которые… ну, вроде как дошкольное образование бесплатное, но какие-то там вступительные взносы, что-то такое, на охрану. И когда это не прописано, скажем, в контракте твоем между тобой и садиком, это немножко напрягает. Ты не понимаешь, куда эти деньги идут, стоит ли какой-нибудь утренник или выступление, приуроченное к Новому году, действительно денег, собранных со всех родителей… А. СОЛОМИН: Если бы ты понимал, куда эти деньги идут, если бы точно знал, что эти деньги идут… А. НАРЫШКИН: Если бы я знал, что государственный садик официально через какую-то бумажечку просит с меня столько-то денег, мне было бы проще. А когда просто заведующая… А. СОЛОМИН: Ты готов платить больше, но если качество… если с бумажечкой, если ты видишь какой-то результат? Если ты видишь, что ремонт хороший, если ты видишь, что тепло в садике, работают все батареи нормально, или, наоборот, кондиционирование есть и комфортно ребенку.

А. НАРЫШКИН: Если это государственный садик, то, мне кажется… не знаю, не знаю.

А. СОЛОМИН: А давай спросим. У нас есть звонки. +7 (495) 363-36-59. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ4: Добрый вечер.

А. СОЛОМИН: Добрый вечер. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ4: Меня зовут Юля, я звоню вам из Тольятти.

А. СОЛОМИН: Вот, отлично.

СЛУШАТЕЛЬ4: Я работаю няней 24-й год.

А. НАРЫШКИН: Ух ты!

СЛУШАТЕЛЬ4: Начинала в далеком 91-м за границей у наших старых-старых эмигрантов, грузин, я у них работала.

А. СОЛОМИН: А вы опыт какой-то перенесли оттуда, из-за границы, сюда?

СЛУШАТЕЛЬ4: Никакого. Я у них начинала, это был мой первый опыт, у меня не было ни образования педагогического, просто интуитивно. Потом у них ребенок подрос, я вернулась в Россию. Я не педагог, но я столько перелопатила развивающей литературы… Последние 9 лет я работаю в семье у одного нашего бизнесмена, вот. У него было три брака, и во всех трех браках я у него растила детей. И жены между собой не очень ладят, но они видят, как я отношусь к детям, и не возражают… А. СОЛОМИН: Что случилось? А. НАРЫШКИН: К сожалению, у нас прервалось.

А. СОЛОМИН: А ты не запомнил? По-моему, вот этот… А. НАРЫШКИН: Запомнил. Если можете, перезвоните нам, пожалуйста, мы с вами разговор продолжим. Потому что человек, у которого опыт почти 25 лет – это очень, я считаю, ценно.

А. СОЛОМИН: Алло, добрый день. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ5: Здравствуйте, меня зовут Елена.

А. СОЛОМИН: Здравствуйте, Елена. Вы у нас кто? Давайте мы определим. Вы, кстати, откуда?

СЛУШАТЕЛЬ5: Я из Петербурга.

А. СОЛОМИН: Родитель, няня?

СЛУШАТЕЛЬ5: Я воспитатель.

А. СОЛОМИН: В детском саду?

СЛУШАТЕЛЬ5: Да, я работаю в детском саду.

А. СОЛОМИН: В государственном?

СЛУШАТЕЛЬ5: В государственном, в обычном государственном детском саду. Работаю очень успешно, мне работа нравится. И дети, и родители довольны работой. Я просто хотела сказать по поводу оплаты.

А. СОЛОМИН: Да.

СЛУШАТЕЛЬ5: Помимо обычной оплаты, которая … вот у меня оздоровительный детский сад. Помимо обычных услуг (питание, какие-то образовательные услуги), существует еще оздоровление: кислородные коктейли, какие-то чаи. Плюс еще существует допобразование. То есть, это за отдельные деньги. Это по желанию.

А. СОЛОМИН: Допобразование – это что такое?

СЛУШАТЕЛЬ5: Помимо основной программы, по которой мы работаем, есть некая образовательная программа, не просто так… А. СОЛОМИН: Навскидку, просто например. СЛУШАТЕЛЬ5: Да, это, помимо основных занятий, есть еще допуслуга: плюс дополнительное рисование, плюс хореография, плюс обучение письму и грамоте. И что-то еще.

А. СОЛОМИН: У нас просто в передаче сегодня очень многие люди звонят и говорят, что делают выбор в пользу няни. Вот попытайтесь их как-то разубедить. В чем преимущества садика?

СЛУШАТЕЛЬ5: По себе я могу сказать, что мои дети, в принципе, не очень хотели ходить в детский сад. Но я считаю, что это зависит скорее от родителей. Ну, им было комфортнее со мной. Но вот все-таки это выбор педагога. По поводу социализации – да, наверное. Но, вот несмотря на то, что я работаю воспитателем, я не могу сказать, что это настолько сейчас, в наше время, это настолько важно, да? Масса других каких-то доп... Переубедить могу только тем, что если бы они ко мне пошли, я бы им сразу сказала, что им будет хорошо в моем детском саду.

А. СОЛОМИН: Спасибо большое.

СЛУШАТЕЛЬ5: Переубеждать не буду, но могу сказать, что от педагога очень многое зависит. Если попадут на хорошего педагога, то ребенку будет очень хорошо и очень комфортно.

А. СОЛОМИН: А как его найти-то? Как определить, что этот педагог хороший?

СЛУШАТЕЛЬ5: Ну, наверное, собирать какие-то сплетни по району.

А. НАРЫШКИН: Смотрите, вот в моем случае нам сказали: у вас будет группа такая-то средняя, педагог такой-то. А садик, он единственный из тех, который был рядом с домом. Как бы выбор небогат, и из воспитателей тоже выбирать не приходится. Что в этом случае делать?

СЛУШАТЕЛЬ5: Не, ну, нужно, наверное, приглядываться, присматриваться. Конечно, я понимаю, что когда вот люди попадают на адекватных педагогов… то есть, я не хвастаюсь, просто говорю о том, что вот у меня хороший детский сад, и подбор педагогов такой, что все идут в наш детский сад. Просто сейчас нету вариантов выбора, потому что запись идет только через электронные очереди. Раньше действительно была возможность, и раньше шли поколениями в детские сады.

А. СОЛОМИН: Я так ходил в детский сад.

А. НАРЫШКИН: Спасибо огромное.

А. СОЛОМИН: Спасибо большое.

А. НАРЫШКИН: Давайте сейчас послушаем, наверное, последний наш материал. Тоня Самсонова его подготовила. Ну, а перед этим… А. СОЛОМИН: Подведем итоги. А. НАРЫШКИН: Перед этим голосование хочу объявить. Все-таки хочется узнать, как скорее наши радиослушатели поступают со своими детьми, которые маленькие и которым обязательно нужен какой-то присмотр взрослых. Оставляете ли вы своего ребенка с няней, у вас есть такая возможность платить няне, или вы выбираете для своего чада детский сад? Если вы своего ребенка оставляете с няней, 660-06-64 набирайте номер. Если вы вашего ребенка отправляете в детский сад, как сделал я – я, правда, не знаю, что из этого выйдет – набирайте номер 660-06-65.

Если вы для своего ребенка маленького выбираете няню, набирайте номер 660-06-64. Если вы своего ребенка отправляете в детский сад – 660-06-65.

А. СОЛОМИН: Владимир пишет нам: «В саду нормальные хулиганы воспитываются, а няня этому не научит».

А. НАРЫШКИН: Возможно, да. Пока вы голосуете, послушайте еще заодно Тоню Самсонову, которая расскажет, как устроена система дошкольного образования в Великобритании, с кем там принято оставлять детей.

(звучит запись) Т. САМСОНОВА: Семья в Великобритании с двумя детьми тратит больше четверти своего дохода на детский сад, и эти расходы в среднем составляют около семи тысяч рублей в неделю на одного ребенка, и это в два раза больше, чем та сумма, которую средняя британская семья тратит на еду. С 2002 года в стране проходит ежегодно обследование системы детских садов, и Чайлкэр Траст, который проводит эти исследования, сказал, что система просто неадекватна и не отвечает запросам общества.

Это не значит, что детские сады плохие – они очень хорошие, но их мало. Государство гарантирует только 15 бесплатных часов в неделю на каждого ребенка и формально гарантирует каждому ребенку место в детском саду, но встать в очередь в бесплатный детский сад можно, только когда ребенку исполнилось 3 года, и еще полгода может уйти на то, чтобы это место получить. То же исследование показывает, что для семьи с двумя детьми выплаты ипотечного кредита за дом в год ниже, чем выплаты за детский сад. Но деньги, которые семья платит за детский сад, можно компенсировать при ежегодной выплате налогов.

Когда Девид Милибенд обещает дополнительные бесплатные часы в детском саду каждой британской семье, он может больше ничего не указывать в своей программе, потому что если Великобритания поверит, что он выполнит это обещание, то проголосует за него.

Детский сад заканчивается в четыре с половиной года – и дети отправляются в школу. К этому времени многие уже умеют читать, писать свое имя, считать в пределах десяти и даже делать презентации в Powerpoint.

Детский сад длится всего два года, и в каждой группе, как правило, дети двух возрастов. Половина группы – это те, кому на следующий год в школу, половина – те, кто только что пришел из яслей. Мы привыкли считать британцев индивидуалистами, но на самом деле они очень коллективная нация. И основы групповой ответственности и коллективного сознания, основы всех клубов, членства в благотворительных, спортивных и других сообществах, закладываются как раз в детском саду, где старшие прививают нормы и правила поведения младшим, а потом младшие подрастают и воспитывают еще более младших. Детский сад и школа рассчитаны на то, что в образовательном и воспитательном процессе родители принимают такое же участие, как воспитатели и учителя. Это инкубатор британской жизни, за которым интересно наблюдать.

Воспитатель не может принять решение, не спросив мнение ребенка, даже если ребенку 3 года. Не может быть такой ситуации, при которой воспитатель или английская няня уходит с детской площадки, а ребенок плачет, он не согласен и хочет остаться. Надо договариваться. Право на мнение и возможность отстаивать свою позицию у ребенка возникают с момента, когда он научился говорить. Это право в обмен на обязательство соблюдать распорядок дня и следовать договоренностям. Британские дети удивительно послушны. Они не имеют права плохо себя вести. Нет такого понятия «капризничать» - взрослый должен был договориться с ребенком и прийти к взаимному согласию о дальнейших действиях. После достижения согласия капризы считаются нарушением договоренности со стороны ребенка.

Трудно это признавать, но собак британцы воспитывают по тем же принципам, что и детей. Основной принцип – в одинаковых ситуациях вести себя одинаково. Так закрепляются поведенческие паттерны для собак и детей. Метод работает одинаково хорошо.

А. НАРЫШКИН: Это была Тоня Самсонова, она рассказывала про Великобританию, про то, с кем там оставляют детей, отправляют ли в садик или не в садик. У нас несколько с Алексеем еще есть для вас интересных опытов. Например, Китай, я нашел в интернете. Наша соотечественница рассказывала, как она свою дочку отдала там в садик. Собирали с них примерно по две тысячи в месяц, платили еще отдельно за нахождение ребенка в саду в отопительный сезон. Выдавали им там форменную одежду: костюмы, рюкзак, летнюю панаму. Кормят в основном рисом. И при этом все преподаватели с высшим образованием. Что интересно, спят дети на полу на специальных матрасиках в комнате, где проходят занятия. Играют в специальной игральной комнате, где собирают две-три группы малышей.

А. СОЛОМИН: Большинство слушателей наших выбирают садик. Голосование, которое ты заводил… А. НАРЫШКИН: Инициировал. А. СОЛОМИН: 64% высказались в пользу такой формы ухода за детьми дошкольного возраста. А 36% за нянь.

А. НАРЫШКИН: Смску прочитаю, из Израиля пишет нам слушатель. «Я прожил некоторое время в Израиле. Там очень многие родители, если им нужно отлучиться, оставляют детей на бэбиситтеров (то есть, нянек, сиделок). Чаще всего это молодые девушки из СНГ. В Москве бэбиситтеры тоже набирают популярность, появилась даже специальная школа для них. Там с ними общается психолог, разбираются примеры типичных проблем и так далее».

А. СОЛОМИН: И про Австралию я хотел еще сказать буквально пару слов. Мне очень понравилось, я прочитал вчера об их опыте. Там нет системы, вот ты платишь месяц… ну, не везде, наверное, там частные все-таки больше садики, они разные поэтому. Нет системы, где ты платишь месяц и 5 дней в неделю водишь ребенка. Ты можешь привести ребенка во вторник, в среду и в пятницу, а в остальные дни, если тебе не нужно туда ребенка водить, тебе и не надо их туда водить. Ты платишь за конкретные дни. То есть, реально, если тебя… я понимаю, что это выглядит как камера хранения, но это все-таки… детский сад – не совсем то, там с ними занимаются все-таки.

Это была программа «Дорожная карта», мы сегодня обсуждали, с кем оставить детей (с няней, в детском саду или с бабушками), как к этому вопросу подходят в других странах. Всем спасибо.

А. НАРЫШКИН: До свидания.