Дайджест новостей Беларуси, август 2020 (15-31)
15 августа. В день похорон Александра Тарайковского появляется видео его убийства: с двух ракурсов видно, что мужчину застрелили (https://t.me/euroradio/5296). Сотрудники филармонии выходят, чтобы почтить его память. На «Пушкинской», где собрались скорбящие, работают сотни волонтеров: привозят еду и воду, убирают мусор. Лукашенко обращается к людям и просит их «не высовываться на улицы, потому что сейчас людей используют, как пушечное мясо». В Минске замечают пьяного депутата Игоря Марзалюка, известного умиленными аплодисментами Александру Лукашенко (https://t.me/belteanews/11016). Экс-министр культуры, экс-посол Франции, Испании и Португалии, директор Национального академического театра имени Янки Купалы Павел Латушко делает заявление о том, что после сообщений о пытках ему стыдно, что он беларус. Игорь Лещеня, посол Беларуси в Словакии и бывший помощник Лукашенко, записывает видео в поддержку мирных протестующих. Заслуженный артист Беларуси Евгений Крыжановский записывает видеообращение к главе ЦИК Лидии Ермошиной. Группа Би-2 записывает обращение и просит перестать избивать народ. На посольстве Беларуси в Швеции вешают бело-красно-белый флаг. На входе в Белтелерадиокомпанию вешают бело-красно-белый флаг. Над драмтеатром в Гродно над драмтеатром поднимают бело-красно-белый флаг. Продолжаются мирные митинги: люди идут по половине дороги, чтобы могли проехать машины (https://t.me/belteanews/10896), играют перед зданием КГБ в бадминтон (https://t.me/belteanews/10974). Врач, которого выпустили из ЦИП, рассказывает, что он встретил там ди-джея из Киевского сквера, тот был без одежды (https://news.tut.by/society/696789.html). На основателя канала NEXTA заводят уголовное дело, обвиняя в организации массовых беспорядков и обучении людей для участия в них (до 15 лет лишения свободы). На экс-кандидата в президенты Валерия Цепкало заводят уголовное дело о взятке. 32 задержанных боевика возвращаются в Россию.
16 августа. В 12.00 у Дома правительства в Минске проходит митинг в поддержку Лукашенко, участников которого привозят на автобусах со всей страны. В 14.00 начинается самая массовая в истории Беларуси акция протеста – собирается, по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч человек. Жители Минска, Пинска, Гродно проходят маршами с длинными, более 100 метров, бело-красно-белыми флагами. Священнослужители кафедрального костела в Минске звонят в колокола и показывают участникам акции жест победы. Бобруйчане отказываются идти домой, «пока акция не закончится в других городах». Выходит номер «Комсомольской Правды в Белоруссии» о событиях прошедших дней; после того как тираж раскупают полностью, редакция выкладывает номер в интернет бесплатно (https://www.kp.by/daily/217169.5/4270893/). Белорусов поддерживает в инстаграме мэр Киева Виталий Кличко. К забастовке присоединяются рабочие МТЗ, Белорусского металлургического завода и сотрудники «Белтелерадиокомпании». В Гомеле хоронят Александра Вихора, который «погиб от передозировки» после задержания. Машинист минского метро говорит по громкой связи: «Жыве Беларусь!», вагон отвечает «Жыве!»
17 августа. Великобритания официально не признает результаты выборов. Президент США Дональд Трамп заявляет, что в Беларуси сложилась ужасная ситуация. Александр Лукашенко прилетает на вертолете на Минский завод колёсных тягачей: сотрудники кричат «Уходи!», Лукашенко отвечает «Спасибо!» и заявляет, что, пока его не убьют, новых выборов не будет. Увольняют Павла Латушко, вместе с ним заявление пишет весь коллектив (https://people.onliner.by/2020/08/17/uvolili-direktora-kupalovskogo-teatra-pavla-latushko). Сотрудники «Нафтана» выдвигают требования властям и грозят забастовкой (https://www.youtube.com/watch?v=MG8tQs9jGkY). В «Белтелерадиокомпанию» приезжают пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт и Наталья Кочанова. Все шахты «Беларуськалия» прекращают подачу руды. Максим Алейников, автор музыки самой известной песни Александра Солодухи «Виноград», пишет заявление и просит исключить ее из Национального реестра интеллектуальной собственности (https://www.kp.by/online/news/3981491/), чтобы запретить артисту, поддерживающему Лукашенко, ее исполнять. После трансляции видео с жестоким разгоном акции протеста увольняют директора «Телевизионного Жодинского телеканала» Эльшада Акберова, канал закрывают.
18 августа. Европейский совет проводит экстренный саммит о ситуации в Беларуси, признает выборы нелегитимными, вводит санкции и решает выделить 53 миллиона евро помощи. Дворец президента Словакии в Братиславе подсвечивают бело-красно-белым. Лукашенко награждает служащих МВД и ВВ «за безупречную службу». Более 200 спортсменов, в том числе призеры Олимпиад и члены национальных сборных, подписывают открытое письмо к власти. Дом печати отказывается печатать номер «Комсомолки» про самый массовый в истории Беларуси протест, причина – сломался станок. Перед «Белтелерадиокомпанией» выставляют оцепление, площадки перед зданием ОНТ и СТВ площадку перекрывают турникетами. МВД подает заявку на починку 290 электрошокеров. 29-летнего директора волковысского музея Константина Шишмакова, который отказался подписать протокол, находят мертвым в Немане. Минчане собираются у тюрьмы на Володарского, где с конца мая держат Сергея Тихановского, скандируют «Сергей, с днем рождения!» - ему 42. Тихановского переводят в тюрьму в Жодино. У ГУМа проходит митинг учителей с голубыми лентами на запястье. Неравнодушные привозят бастующим у МТЗ целый багажник пиццы. Люди оставляют отзывы ИВС на Окрестина на Google-картах (https://t.me/vybory_smotri/4015). В Фонде помощи белорусам уже 1 000 000 евро. Вазы на проспекте Независимости перекрашивают в бело-красно-белые (https://t.me/belteanews/11841).
19 августа. Геннадий Шутов из Бреста, которому выстрелили в голову, умирает в военном госпитале в Минске; СК признает, что патроны были боевыми (https://news.tut.by/society/697248.html). ЦИК заявляет, что инаугурация Лукашенко пройдет в течение двух месяцев. Проходит первое заседание Координационного Совета: в президиуме писательница Светлана Алексиевич, юрист Лилия Власова, рабочий МТЗ Сергей Дылевский, адвокат Максим Знак, политолог Ольга Ковалькова, музыкант и преподаватель Мария Колесникова, политик Павел Латушко. Преподаватели и студенты БГУ за два часа собирают 273 подписи и относят в ректорат петицию с требованием отставки Лукашенко (https://news.tut.by/society/697294.html). В знак протеста целиком увольняется коллектив радио «Сталіца». Увольняют главного редактора газеты «Звязда» Павла Сухорукова. Пропадает член стачечного комитета ОАО «Беларуськалий» Дмитрий Куделевич. Николая Статкевича переводят из СИЗО на Володарского в Жодино. Группа «Стары Ольса» оставляет госнаграды на ступеньках Минкульта. Стивен Фрай записывает видео в поддержку белорусов.
20 августа. Платформа «Голос» публикует итоговый отчет: число бюллетеней не совпадает на каждом третьем участке, голосов за Тихановскую в 13 раз больше, чем докладывает ЦИК (https://42.tut.by/697429). Прокуратура считает, что создание Координационного совета направлено на захват государственной власти, и возбуждает уголовное дело. Семье Геннадия Шутова не отдают его тело (https://news.tut.by/society/697425.html). Дом Павла Латушко закидывают краской. Министр обороны Виктор Хренин на встрече с руководителями силовых подразделений министр говорит, что готов стрелять в мирных людей и выполнять преступные приказы (https://www.the-village.me/village/city/news-city/284097-hrenin-govoril). Машины с государственными флагами и без номеров приезжают в Новую Боровую и ездят по кругу под песню «Саня останется с нами». С канала «Беларусь 5» увольняются комментаторы Арташес Антонян, Владислав Татур и Ярослав Писаренко и руководитель отдела корреспондентов Андрей Иванов. Задерживают председателя стачкома МАЗа Евгения Бохвалова, лидера стачкома МТЗ Сергея Дылевского вызывают в Следственный комитет. На сайте Следственного комитета появляется опрос «Уверены ли вы в своей защищенности от преступных посягательств в Беларуси?», у варианта «Нет» 75% голосов.
21 августа. Стачкома «Беларуськалия» Дмитрия Куделевича задерживает КГБ, он убегает через окно в туалете и уезжает в Украину. Глава федерации лёгкой атлетики Вадим Девятовский пишет в фейсбуке «Лукашенко не мой президент», по СТВ показывают сюжет, в котором говорят, что он сделал это под давлением и лежит в больнице с нервным срывом. Лукашенко признает, что теперь на БТ работают журналисты из России, и угрожает, что бастующих шахтеров заменят украинские. Глава Союза горняков Украины отвечает, что штрейкбрехерами украинцы не станут. Минчане выстраиваются в живую цепь от Куропат до Окрестина. На государственном радио флешмоб: два часа на повторе играет песня «Саня останется с нами». Блокируют доступ к к более чем 40 сайтам, в том числе «Еврорадио», «Радио Свободе», Village (https://42.tut.by/697663); для «Комсомолки» и «Народной Воли» в типографии все еще сломан станок (государственные газеты выходят). Брестчанке, которая с балкона просит не бить парня, стреляют в живот (https://news.tut.by/society/697474.html).
22 августа. Пропавшего после протестов 12 августа 28-летнего Никиту Кривцова из Молодечно находят мертвым в лесопарке на Парниковой улице. Лукашенко называет фото избитых «постановочными кадрами» и заявляет, что ему впервые за 25 лет пришлось привести армию в полную боевую готовность. Министра здравоохранения Караника назначают губернатором Гродненской области. Лукашенко поручает закрыть бастующие предприятия. Пятьдесят бывших заключённых ЦИП на Окрестина проводят акцию «Моя камера»: становятся в нарисованные на асфальте контуры камеры на 6 человек. Протестующие на площади Независимости поют и танцуют (https://t.me/belteanews/12186). Владимир Цеслер уезжает из Беларуси.
23 августа. Вокруг Стелы устанавливают перегородки, растягивают колючую проволоку и спираль Бруно – суперколючую-суперпроволоку. Пит Павлов из NRM играет перед ОМОНом «Тры чарапахi». Лукашенко с автоматом прилетает на вертолете во Дворец независимости. Митингующим на площади Ленина в Гродно плохо слышно выступающих, поэтому они за пять минут собирают $1500 на звукоусилительную технику. 50 000 литовцев выстраиваются в живую цепь от Вильнюса до белорусско-литовской границы в знак солидарности с белорусами, с ними стоит экс-президент Даля Грибаускайте.
24 августа. Министерство обороны сообщает о том, как ВВС и ПВО уничтожили «зонд из восьми воздушных шаров с антигосударственной символикой при попытке нарушения воздушного пространства Республики Беларусь». Протестующие около Дома правительства танцуют ручеек (https://t.me/vybory_smotri/4924). Священнослужителя Белорусской автокефальной православной церкви Леонида Акаловича увозят в микроавтобусе без номеров. Ведущий новостей Сергей Савицкий увольняется с СТВ.
25 августа. В Фонде помощи белорусам уже 1,7 миллиона долларов, которые пожертвовали 31 тысяча человек. Дом Печати отказывается печатать «БелГазету» и «Свободные новости». Около Министерства образования митинг: люди собрались после заявления Лукашенко о том, что «те, кто не разделяет государственную идеологию, в школе работать не должны». В сувенирный магазин «Адметнасьць» в Гродно приходит с обыском финансовая милиция и изымает бело-красно-белые флаги и товары с ним. Милиция на площади Независимости говорит в громкоговоритель, что действия людей незаконны, люди хором кричат «Мы гуляем!». Доллар – 2,65, евро – 3,13.
26 августа. МИД Литвы включает в санкционный список 118 человек. Избиратели 20 округов в Минске стоят в длинных очередях, чтобы отозвать своих депутатов из Палаты представителей в связи с тем, что они не оправдали доверия. «Новое радио» метафорично описывает протест учителей у Минобра через борьбу Гарри Поттера с Воландемортом (https://kyky.org/news/na-hogvarts-spustili-dementorov-smotrite-kak-hitro-na-radio-rasskazyvayut-o-sobytiyah-v-belarusi). Диджеи, которые включили «Перемен» в Киевском сквере, уезжают в Литву. Лидер стачкома «Гродно Азота» Юрий Рововой уезжает в Варшаву. ОМОН забирает у Нины Багинской флаг, разгоняет людей с площади, а людей, укрывшихся в Красном костеле, запирает. Доллар – 2,72, евро – 3,2.
27 августа. Глава МИД Украины заявляет, что все контакты с Беларусью приостановлены из-за угрозы «репутационных, моральных, этических потерь». 30 человек с болгарками пытаются взять штурмом посольство Ливии в Минске (https://news.tut.by/economics/698302.html). Депутат Минского городского совета Ольга Тесакова подает заявление о сложении полномочий. Бывший министр здравоохранения Караник говорит, что ОМОН не бил 16-летнего Тимура электрошокером, не выдавливал его глаза дубинкой и не забивал ее в горло, просто Тимур – наркоман (https://news.tut.by/society/698239.html). Минздрав увольняет директора РНПЦ «Кардиология» Александра Мрочека. Воспитательница из Молодечно запирает трехлетнего ребенка в туалете за то, что он крикнул «Лукашенко в автозак» (https://nina.nn.by/?c=ar&i=258000&lang=ru). Футболисты клуба «Молодечно» выходят на матч в футболках с фото Никиты Кривцова, их фаната. Анастасия Шпаковская из группы NAKA уезжает из Беларуси. Сто женщин со связанными руками становятся в цепь перед Красным костелом. Нина Багинская приходит на площадь Независимости с боевым штандартом войск ВКЛ (https://t.me/euroradio/6437). На площади задерживают 200 человек и 50 журналистов.
28 августа. Над Минском летает вертолет с государственным флагом. Банки перестают выдавать кредиты физлицам. Увольняется подполковник Анна Босько, главный эксперт отдела Центрального аппарата госкомитета судебных экспертиз. Блокируют сайты «Нашай Нівы» и Naviny.by. БАЖ требует возбуждения уголовного дела за воспрепятствование законной деятельности журналистов. ОМОН окружает девушек, поющих «Купалинку» на площади Независимости. Ученые проводят акцию «Банный день» - приходят к зданию Академии Наук с плакатами, в полотенцах и банных шапочках.
29 августа. Путин признает легитимность выборов. Срок содержания под стражей Николая Статкевича продлевают на два месяца. В Минске проходит массовый женский марш солидарности. МИД массово лишает журналистов иностранных СМИ аккредитации – от Reuters и Associated Press до BBC и «Радио Свобода». 13-этажный бело-красно-белый флаг, который повесили жители дома на Аэродромной в Минске, снимают тихари, поэтому к балконам прикрепляют новый, состоящий из отдельных полосочек – на этот раз на 15 этажей (https://t.me/belteanews/12665). Бывшие задержанные пишут заявление в Microsoft о том, что на ноутбуках в МВД стоит Windows без лицензии и просят «приложить все усилия для недопущения использования программного обеспечения Microsoft для организации политических и иные репрессий граждан Республики Беларусь».
30 августа. Лукашенко 66 лет. Минчанки выкатывают тыквы к Дому правительства. Октябрьскую площадь огораживают бордюрами, ограждение разбирают и строят из него бело-красно-белый флаг (https://t.me/belteanews/12765). Милиция задерживает новополочанку с 4-летним ребёнком за рисунок бело-красно-белого флага на асфальте (https://news.tut.by/society/698617.html). По всей Беларуси митинги: в Бресте скандируют «С Днем рождения, таракан», в Минске кричат «Забирай» смерти на ходулях, несут огромного самодельного таракана. К оцеплению у Дворца Независимости приходит группа с плакатом «Спортсмены с народом», за ним стоят пловчиха Александра Герасименя и баскетболистка Елена Левченко; люди кричат: «Мы играем честно» и «Народ победил».
31 августа. Коля Лукашенко забирает документы из Лицея БГУ. Архиепископа Тадеуша Кондрусевича не пускают в Беларусь (https://www.kp.by/online/news/3996894/). В Красном костеле меняют замки. Увольняется замначальника ИВС Витебска Сергей Ковриго. Без объяснений увольняют ректора БГУКИ Алину Корбут (https://people.onliner.by/2020/08/31/uvolena-rektor-bguki). После заявления в Следственный комитет женщине из Витебска возвращают снятый с ее балкона бело-красно-белый флаг (https://t.me/UsyLukashenko/4801).
Завтра осень.